Выставки

В жизни каждого музея с определенной очередностью происходят беспрецедентные события. Так, в непростом 2020 году в собрание Музея-заповедника «Абрамцево» поступило 259 художественных произведений ХХ-XXI веков — дар редакции журнала «Наше наследие».
Мы знаем журнал «Наше наследие» как одно из авторитетнейших российских изданий в гуманитарной области. Созданный в 1988 году по инициативе академика Д.С. Лихачева, журнал причислен ЮНЕСКО к лучшим в мире изданиям по культуре и искусству. В редакции журнала, располагавшейся в особняке Дельсаля в Неопалимовском переулке, на протяжении нескольких десятилетий устраивались художественные выставки.

Выставочный проект подготовлен Государственным мемориальным и природным музеем-заповедником «Щелыково» и Государственным музеем истории российской литературы им. В.И. Даля.

 Александр Островский  - самый знаменитый драматург, пьесы которого составляют основу репертуара современного российского классического театра. Выставка рассказывает о семье драматурга, его путешествиях, значимых местах, первых литературных опытах, о творчестве и постановках пьес. Отдельная страница выставки посвящена Костроме и отношению А.Островского к нашему городу.

1 апреля 2023 года Муниципальной художественной галерее исполняется 27 лет. Это событие галерея отмечает открытием в зале «Сад Поэта» обновленной экспозиции произведений Владимира Смирнова. До середины марта «Сад Поэта» находился в музее-заповеднике «Абрамцево». Работы нашего талантливейшего земляка скульптора, художника, поэта В.В.Смирнова получили высокую оценку специалистов и зрителей.

Вот некоторые из них:

- «Даря любовь миру, сам Владимир Васильевич начал получать любовь уже после смерти – его работы теперь достояние его родной Костромы. Выставка путешествует по России. Я бы назвал ее учебником Жизни. Жизни светлой и талантливой, умеющей любить без условий и условностей».

 - «Уникальная личность, в нем – энергия времени 1960-х, когда смогли вздохнуть свободно. И этой свободы ему хватило на всю жизнь. Неземной человек, явно отмеченный Богом», - написала о нем Славова Любовь Александровна, научный сотрудник отдела скульптуры Государственного Русского музея.

 - «В «Абрамцево» экспонируются работы В.В. Смирнова. И кажется мне, что он все еще идет берегом Волги и смотрит на мир…».

«Утром прошел по берегу Волги». Покой. Тишина. Это храм в миру. Надо быть достойным его. Я знаю, какие чувства и красоту ждет от меня мир». (В. Смирнов. Дневники).

Мир по-прежнему ждет любви…».

 Новая экспозиция Владимира Смирнова «Пластика радости и любви» продолжает тот вечный разговор о любви, который вел скульптор на протяжении всей жизни.

«Я никогда не говорил о любви много. Просто любовь – мое отношение к миру».

В. Смирнов. Дневники.

Экспозиция включает скульптуру и целый ряд рисунков из фондов галереи, которые долгие годы не экспонировались. Это работы из циклов «Материнство», «О любви», «На Руси». Особое место занимают рисунки из частной коллекции Елены Глубоковской. Эти вещи начала 1970-х годов из цикла «Пластика» многие зрители увидят впервые. Они позволяют проследить, как зарождался пластический язык будущего скульптора.

 

С середины 1980-х годов, времени, получившего название «перестройки», картина изменилась, появились новые творческие союзы, выставочные площадки, которые дали возможность свободно представлять авторские проекты зрителю и исследователям истории художественной культуры. Таким образом, художественная жизнь Костромы обогатилась и именами представителей молодого поколения, и «открытием» имен представителей старшего поколения, которые годами находились в творческой изоляции.
Профессионализм, искренность, чуждость какой-либо конъюнктуре отличают творчество костромичей Ф.Я. Кораблева (1939-1997), Н.С. Пшизова (1941-1991), В.М. Грачева (1937-2013), А.В. Жукова. Долгое время их работы не появлялись на официальных выставках в силу разных обстоятельств. Их признание приходит позднее, в середине 1980-х годов и связано с одним из наиболее ярких периодов художественной жизни Костромы, как, впрочем, и России, который пришел на смену многолетнему «безнадежному» застою. Именно в это время на арт-сцене появляются молодые художники, во многом изменившие творческую атмосферу города. В их число входят А.В. Аханов, А.С. Бекасов, П.А. Беляев (1955-2015), Н.И. Булдакова, Т.Ю. Виноградова, С.Я. Газиев (1959-2020), И.Ю. Дашевский, Н.А. Касаткин, Л.Н. Макаренкова (1954-2011), С.И. Маковей, А.П. Мухин (1946-2021), В.В. Смирнов (1948-2003), В.С. Шлюндин (1947-2020 ) и другие. Они принадлежат к поколению, чье развитие пришлось на 1980-е годы, середина которых было временем освобождения от оков идеологического прессинга, прорыва к свободе творческого самовыражения. Эти авторы были не только участниками, но и инициаторами крупных проектов, которые всколыхнули и изменили художественную жизнь Костромы. Это выставка в музее села Красное-на-Волге (1986), молодежные выставки-эксперименты 1987, 1988 годов, выставки «Синтез» (1989), «Поиск и эксперимент. 1960-1990-е годы, «Синтез’99» и др. Они позволили открыть для зрителя многообразие творческих подходов, широту взглядов, оригинальность мышления авторов, избравших путь осмысления реальности в общефилософских и эстетических аспектах, пытавшихся восстановить утерянные традиции русского авангарда начала 20 века.
Экспозиционный проект дает представление о творческой индивидуальности каждого автора, позволяет ощутить дух времени, в котором они творили, и даже увидеть облик некоторых из них, запечатленный в скульптурных и живописных портретах и автопортретах.

К 155-летию со дня рождения А.М. Горького
Выставка Государственного музея А.М. Горького (г. Нижний Новгород)


«Дома - как люди:
каждый имеет свою физиономию»

М. Горький «В людях»

 

Выставка «Дома как люди» представляет цикл живописных работ художницы Т.П. Радимовой, посвящённых памятным местам, связанным с биографией М. Горького. На картинах, созданных в середине ХХ века, в городах: Горьком (Нижнем Новгороде), Казани, Тбилиси, Куйбышеве (Самаре), они ещё выглядят как при жизни писателя. Каждая работа художницы сопровождается отрывками из художественных произведений, статей, воспоминаний и писем: живопись и литература гармонично дополняют друг друга. Это не просто информация о людях и событиях, но и рассказ о М. Горьком как незаурядном человеке с яркой и необычной судьбой. Никогда в своей жизни писатель не имел собственного дома и только однажды задумался он о его обустройстве.

Большинство работ, которые можно будет увидеть на выставке, созданы за последние три года. Их тематика разнообразна, но основной мотив - это стихии: море, ветер, земля. Вдохновляясь красотой природы и энергией жизни, Марина воплощает в скульптурных сериях то, что не проявлено в обычном мире – «Духи степи», «Духи ветра», «Духи леса», «Духи океанов» и др.
Идея создания той или иной работы приходит совершенно спонтанно: какие-то из них зреют некоторое время, другие - сразу находят воплощение в материале. «Зачастую я импровизирую, иду за движением руки и материалом, похоже на то, как творят джаз» - Марина Иванова.

На выставке «Лицом к лицу» «столкнутся» произведения двух талантливых костромских художников живописца Владимира Тюрина и скульптора Владимира Смирнова. Картины В. Тюрина из его известного проекта «Лицо», над которым он работает уже почти 20 лет - это образы, созданные фантазией автора: человеческие лица, спокойные, бесстрастные или искаженные гримасами, пронизаны мощной энергией цвета, экспрессией, силой, напряжением. Вместе с «портретами» гигантских деревьев, они ассоциируются с природной стихией – неукротимой, грозной, порой зловещей, живущей по особым законам мироздания. Контраст многоцветной палитре Тюрина составляют скульптуры из белого гипса В. Смирнова: образы конкретных людей, пластические фантазии, выстроены на подиуме в некоем хаотическом движении в виде инсталляции. Портреты становятся «символами» психологических состояний человека. Фактурный рельеф придает портретным формам динамику, в одних случаях жесткость и резкость, в других - особый трепет, зыбкость, что позволяет передать внутренне напряжение, накал эмоций. Язык каждого автора выразителен и неповторим, каждый через свой материал пытается передать собственные внутренние ощущения жизни, ее ритмы, гармонии, диссонансы, постичь природу человека, тем самым, прикоснуться к тайнам Бытия.

Выставка погружает нас в атмосферу эстетического и свободного полёта. Работы, которые представлены, выполнены в различных техниках, и порой как бы и не рукотворны, а лишь являются знаками случайно увиденными или найденными. В экспозиции "Умблахаом" так или иначе решаются сложные философские вопросы. Участники процесса, достаточно зрелые и цельные в силу своего творческого опыта, решают для себя смысловые кульбиты, где техника является лишь дополнительным инструментом. Конечно же медь, бронза и эмаль это киты среди прочих возможностей, и они щедро применены в работах, но... Художник, увидевший в разнообразном движении жизни прекрасный символ, уже совершил свой подвиг, и техника изготовления лишь дополнит значимости в глазах воспринимающего... Хотя искушённый ценитель может почувствовать и нечто большее.
Инсталляция или реди-мейд? Ещё раз задаёмся этим вопросом, и порой древность побеждает свежесть. А чем хуже рисунок гелиевой ручкой, картины, написанной маслом? Да, живёт меньше, но интенсивней! Или ржавое пятно во многом ли уступит затейливым абстракциям, если художник делал для себя суровый выбор. Вопрос...
Кто же участник и художник, кто Догоны?
Дмитрий Дмитриев, руководитель мастерской: «Наверное, можно перечислить фамилии, имена, явки и пароли... Но мы осознанно не будем этого делать. Дадим возможность каждому стать Догоном.
В данной выставке никаких фамилий и ярлыков! Догоны круче, они выше, быстрей, и тонкое навязчивое эго никогда не помешает рвать шаблоны и мыслить нестандартно.
Приоткроем завесу и намекнём, зачем же такое название экспозиции?! Что это эпатаж или попытка соригинальничать? Не станем разубеждать, каждый мыслит своим методом.
На самом деле Умблахаом - это послание в будущее. Никто не знает какое оно, но это телеграмма уснувшим и отчаявшимся, это импульс надежды, мы все будем счастливы и здоровы, полны замыслов и динамики, поэтому отдохните друзья, возьмите частичку наших душ и рук».

Участники выставки – художники и преподаватели художественных школ, многие из них уже не первый год работают в технике коллажа, но есть и те, кто представит свои коллажные работы впервые.
Название выставки дала строчка из песни самодеятельного автора Юрия Устинова «Тук-тук – такая игра». Эта песня про детство, как раз в этот период жизни многие из нас неосознанно начинают создавать свои первые коллажи.
«Я считаю, что коллажами все люди занимаются с самого детства. Тогда, когда играют в секретики, пряча под стёклышко красиво уложенные цветы, травинки или фантики. Когда делают ярко украшенные коробочки, открытки для подарка маме, бабушке...Когда в более старшем возрасте украшают стены в своей комнате плакатами, картинками, наклейками; собирают свой первый фотоальбом, принимают участие в изготовлении школьных или студенческих стенгазет. Или же, как современные дети, делают все подобные вещи в цифровом пространстве. И никто даже и не думает при этом, что он работает в технике коллажа!» - Анна Олейникова, участница выставки.

Каждый участник выставки создает свое пространство игры, смешивая и разделяя разные образы, наслаивая и соединяя порой случайные элементы. Используя обрывки газет, журналов, фотографий, бумагу разной фактуры, различные мелкие предметы и прочие «атомы повседневности», каждый художник складывает свою фантазийную реальность. Она словно калейдоскоп смыслов и контекстов открыта для взаимодействия со зрителем любого возраста и подготовки.

Коллаж - довольно демократичная техника, не требующая никаких специальных или дорогих материалов, инструментов. Она доступна каждому. На открытии выставки художники предложат всем желающим совместную практику – создание коллективной работы в технике коллажа.
Участники выставки: Анна Олейникова, Ольга Швейцер, Юлия Архипова, Василиса Демченко, Анна Соглачаева, Антон Соглачаев, Юлия Криницина, Александр Королев, Ирина Беляева.

Выставка «Мухин в гостях у Смирнова» в зале «Сад Поэта» объединила работы из наследия двух известных костромских художников – скульптуру Владимира Смирнова (1948-2003) и живопись Алексея Мухина (1946-2021). Их встреча в музейном пространстве не случайна. Связывает их многое: интерес к искусству во всем его многообразии, бесконечная преданность творчеству, умение вслушиваться в окружающий мир, сомневаться и радоваться, делиться мыслями, ощущениями, страстный интерес к природе и человеку. Они были близкими друзьями, личностями неординарными. Каждый шел своим путем в искусстве и оставил свой неповторимый след в художественной жизни Костромы.
Алексей Мухин в большей степени известен как пейзажист, автор многочисленных пейзажей из серии «Памятники архитектуры» в технике акварели, пастели. Особое место в творчестве занимает цикл «Где-то в России…», над которым он работал долгие годы.
Вместе с тем начинал он как живописец, писал маслом, темперой. Это пейзажи, натюрморты, автопортреты, жанровые сцены. В экспозицию вошли 25 живописных работ, созданных в период с 1977 по 1989 год. Многие вещи экспонируются впервые. Небольшие по формату жанровые многофигурные композиции погружают в атмосферу жизни Костромы и ее обитателей 1980-х годов (триптих «Базарный день. Кострома», 1987; «На празднике». 1980), позволяют заглянуть в студии художников (триптих «В студии» (1985); «В мастерской» (1980), побывать в библиотеке (триптих «Лекция в библиотеке» (1985).
Одна из важных тем творчества – мир семьи. Этот мир полон гармонии, покоя. Художник отказывается от конкретики, детализации, главное – передать атмосферу единения персонажей, их духовной близости, что достигается средствами линии и цвета, точно найденных цвето-тональных планов. Многие сцены включают элемент театрализации, носят обобщенно-аллегорический характер («Театр марионеток», 1987).
Автопортреты (их два на выставке, 1977 и 1986 годов) лишены всякой декларативности, описательности, подробностей. Они передают состояние, настроение автора: в более раннем - радостно-ликующее, в другом - сосредоточенно-романтическое.
Небольшая выставка живописных работ А. Мухина раскрывает важную страницу в судьбе и творчестве большого мастера, к наследию которого мы будем обращаться еще не раз.

https://vk.com/kosgallery?z=video-18603012_456239120%2Fe8cfe1a172073bd55f%2Fpl_wall_-18603012

 

Страница 1 из 23