Владимир Смирнов: «И верю, что эскизы сделаны и «Сад Поэта» будет!»

Творчество талантливейшего костромского скульптора, художника, поэта В.В. Смирнова принадлежит к числу уникальных явлений художественной культуры. Он обладал удивительным даром тонко и чутко воспринимать окружающий мир, остро чувствовал ритмы времени, находился в постоянном поиске новых форм для выражения вечно меняющегося понятия «современная пластика». Главным объектом его пластического исследования был Человек, с его чувствами, переживаниями, судьбой. Всю жизнь он работал над воплощением идеи «Сад Поэта». «Мне хотелось бы, что все, что суждено мне сделать, могло бы называться «Сад Поэта». Мое понимание Мира, мое его освоение и познание. Реально – это пространство, где будут стоять, находиться мои скульптуры. Там может быть все разно, и одним, наверное, будет мир моих желаний, мыслей… », - написал он в дневнике 17 февраля 1992.
Галерея, ставшая обладательницей огромного наследия мастера в 2004 году, воплотила его мечту. В 2012 году открылся зал «Сад Поэта», где экспонируются произведения мастера. Обитатели «Сада» - загадочные персонажи в колпаках и кокошниках, герои фантастической цивилизации, образы выдающихся поэтов, писателей, костромских художников. Познакомиться с ними и побродить по «Саду Поэта» можно как в галерее, так и совершив виртуальный тур. 

   

 

 

 

 

В 2013 году «Сад» перешагнул порог галереи и вышел на улицу. Начало ему положила одна из наиболее мистических скульптурных композиций - «Знак любви», которая появилась на газоне перед входом. В 2015 году здесь появился метафорический портрет самого автора - «Автопортрет в смятом колпаке» и «Сидящая (Нина)» - образ единственной музы, возлюбленной, спутницы жизни - Нины Клярицкой, послужившей моделью для многих скульптур, той, кому он посвятил свои самые нежные поэтические строки:
«Пластику радости и любви,
«Сад Поэта» тебе дарю.
Я венчаюсь с тобой в миру,
в вечном нашем пути».


В 2018 году в « Саду Поэта» на улице установлена скульптура «Поэт. Посвящение Аполлинеру» - один из романтических образов известного французского поэта Гийома Аполлинера.
Работа с проектом продолжается. Вдоль фасада галереи планируется установить еще несколько скульптур В. Смирнова, создать эстетическую зону, которая станет приятным местом отдыха и прогулок.

                                  

      Скульптурная композиция из мрамора «Лик» Владимира Смирнова появилась близ      филармонии в 1992 году вместе с работами костромских скульпторов А. Усовой,        И. Дашевского, А. Еремина, С. Чернова. Все они были участниками скульптурного симпозиума, состоявшегося в Костроме  в   1991 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сегодня в зале «Сад Поэта»

 

Выставка «В линиях напряжения» объединила живопись одного из самых ярких и оригинальных художников современности, классика российского искусства Клары Голицыной (Москва) и произведения пластики талантливейшего костромского скульптора Владимира Смирнова.
Клара Голицына - художник широкого диапазона. Ее называют легендой российского искусства. Ее творчество нельзя причислить к какому-либо известному направлению современного искусства. Ее уникальный пластический язык вырабатывался на основе глубокого изучения и анализа мировой художественной культуры, искусства многоликого ХХ века. Острое чувство современности, ощущение времени как постоянно меняющейся реальности приводит Клару Голицыну к экспериментированию и использованию широкого спектра изобразительных и стилевых приемов.
По мнению крупного исследователя современного искусства Сергея Кускова: «Особо примечательно способность Голицыной пребывать и действовать как бы в нескольких художественных «измерениях» одновременно. Несмотря на давно уже сложившиеся основные творческие принципы, способность быстро и чутко реагировать, откликаться на дух и стиль времени - это очень личное и важное свойство Голицыной».
«В линиях напряжения», где существуют герои картин Клары Голицыной, оказываются и скульптурные персонажи Владимира Смирнова, творческой манере которого также свойственно напряжение пластической формы. Художник и скульптор во многом созвучны. В центре внимания обоих - Человек. У В. Смирнова - это главный объект творческого исследования: «Идти к человеку. Отправиться в поиски самого прекрасного. Раскрыть человеческое звучание путем искусства». В работах К. Голицыной внимания сосредоточено также на человеке. Здесь есть и «зашифрованные» образы конкретных людей («Портрет АП», 2016; «Разговор об искусстве с Маратом Бабиным», 2014-17), и образы символического характера («Фигура с руками в карманах», 2007-19, «Мадонна с младенцем», 2017), и автопортреты, где образ автора претерпевает различные стилистические трансформации, и сцены из жизни - в метро, на улице, в электричке.
Искусствовед Лия Адашевская так пишет об особенностях развития ее портретных изображений: «Человек или все более обезличивается, дается как формула того или иного человека, или же становится совершенной загадкой (прячется в конструкциях). И собственно конструкция становится главным выразителем сути человека». В работах Клары Голицыной крепко сплетены математически логичная композиция и чувственность цвета. Некоторые "знаковые образы" вырастают до уровня мощных символов, созвучных тревожным настроениям современной художнику эпохи.