Выставки

Русский Север – уникальная часть русского культурного мира. Почти тысячу лет жил и развивался этот мир крестьян и поморов, развивал ремесла и торговлю, занимался промыслами. ХХ столетие унесло с собой и погрузило в пучину небытия огромную часть «культурного кода» России, в том числе и мир русского северного крестьянства. Отток населения в города приводит к запустению во многих деревнях, часто окончательному. Утрачивается связь поколений, нарушается передача накопленных ремесленных навыков и технологий, принципов жизни и взаимодействия с природой. Жилые дома и уникальные храмы, построенные из традиционного материала – дерева, неизбежно разрушаются и погибают.

В начале 20 века И.Э.Грабарь писал о том, что эстетические достижения зодчих древней Руси и самобытность их творений до сих пор не оценены по достоинству. Ситуация не изменилась и сегодня. Шедевры Русского Севера малоизвестны в России и совсем неизвестны в мире.

Задача этого проекта – показать величие и оригинальность шедевров культового зодчества Русского Севера.

На Руси переход от языческих традиций к христианству был продолжительным. Храмы XII – XIII веков относятся к началу этого переходного периода, и несут в себе черты зодчества дохристианской эпохи, о котором нам почти ничего не известно.

Дохристианская эстетика явно ощущается в русских храмах XII века, и в деревянном культовом зодчестве русского Севера.

Одна из замечательных черт русского зодчества – включенность храмов в окружающий пейзаж. «Поразительно уменье, с которым эти строители-поэты выбирали места для храмов: нет возможности придумать композиции лучше той, при помощи которой они связывали встающие из-за леса шатры или вырастающие из-за береговой кручи главки церквей со всем окружающим пейзажем, с изгибом реки, с изломом холмов, с гладью лугов и со щетиной лесов» (И.Э.Грабарь).

Сохранившиеся уникальные храмы далекой древности – это сложный и многослойный образ, включающий в себя не только типичные черты для времени строительства, но и непрерывную эстетическую связь с культурой предшествующих веков, а возможно, и тысячелетий.

Тем более значимы усилия реставраторов и коллекционеров, энтузиастов по сохранению культурного наследия. Тем ценнее оставшиеся памятники древнего зодчества, образы которых запечатлены Александром Дымниковым и представлены на его персональной выставке.

Выставка «По страницам Книги трудовой славы Костромской области» рассказывает о костромичах-участниках трудового фронта в годы Великой Отечественной войны. В экспозиции представлены воспоминания, фотографии, а также архивные документы.
Трудовой фронт – это, прежде всего, работы по строительству оборонительных сооружений под Ленинградом, Ярославлем, Рыбинском, Костромой или Кинешмой в 1941-1942 гг.
На трудовой фронт призывали даже подростков в возрасте 13-14 лет. Каждодневный непосильный труд - без выходных, без праздников, зачастую без какой бы то ни было оплаты, лишь за скудный продуктовый паек. Это был труд на пределе физических возможностей. И они трудились из последних сил, приближая долгожданную победу над врагом.
Выставка подготовлена сотрудниками Муниципального архива города Костромы.
Выставка работает в Центре русского искусства с 9 февраля до 31 марта.
Заказ экскурсии по телефону: 516-445.

Экспозиционно-выставочный проект «Костромские художники в коллекции галереи» позволяет перелистать некоторые страницы истории художественной культуры Костромы, познакомиться с 26 авторами, чья жизнь и творческий путь связаны с Костромой. Среди них и ныне здравствующие, и те, чьи работы стали уже наследием. В экспозиции чуть более 50 произведений живописи, графики, скульптуры, арт-объекты. Муниципальная художественная галерея города Костромы была создана в 1996 году. В основу ее коллекции легли произведения российских художников второй половины 20 начала 21 веков. Большую часть коллекции составляют работы костромских художников различных стилистических направлений. Творчество многих из них вошло в круг научно-исследовательских интересов галереи. Это представители разных поколений и периодов художественной жизни Костромы, начиная с 1960-х гг. до сегодняшнего дня. Их объединяет свобода творческого самовыражения, поиск собственного пластического языка, интерес к проблемам эстетики, формотворчества, чуждость какой-либо конъюнктуре. Творчество ряда художников, представленных в экспозиции, развивалось в лоне Союза художников (до середины 1980-х годов единственной организации, дававшей право называться художником). Они принимали активное участие в официальных выставках, получали звания, награды, снискала прижизненную известность. Это заслуженные художники РФ С.С. Румянцев (1928-2013), А.И. Еремин (1938-2021), Е.В. Радченко (1936-2016), а также В.С. Катков (1940-2015). Вместе с тем до середины 1980-х годов произведения многих костромских авторов были недоступно зрителю в силу существования идеологических установок, системы запретов, долгие годы тормозивших развитие художественной мысли, не дававших возможность видеть и исследовать художественный процесс во всем его многообразии.

Загадочные персонажи в колпаках появляются в рисунках, скульптуре Владимира Смирнова на протяжении всей жизни. В ранних рисунках конца 1970-х начала 1980-х годов этот образ связан с темой цирка, ярмарочных игр. В многофигурных жанровых сценах клоуны, фокусники, ярмарочные балагуры веселятся, забавляют публику, дурачатся.

Самый ранний скульптурный образ «Пьеро в колпаке» (1987) молчалив, печален, романтичен, его тонкий отточенный профиль стал символом «Сада Поэта». В пронизанном печалью образе «Человек в колпаке» (1989) угадывается аллегорический автопортрет самого скульптора, для многих долгие годы носившего маску шута-неудачника, скрывавшую тонкую душу поэта и мудрость философа-мечтателя.

В рисунках конца 1990-х – начала 2000-х годов персонажи в колпаках обретают таинственность и многозначность. Они молчаливы и загадочны.

Образ человека в колпаке был чрезвычайно значим для скульптора. Об этом свидетельствуют наброски, эскизы скульптур, которые ежегодно во множестве появлялись в его творческой лаборатории. Замыслы мастера поражают разнообразием, оригинальностью идей и фантазии.