Выставки

Аминадав Каневский - легендарный советский художник-карикатурист, создатель известных всем советским детям «Мурзилки» и «Девочки-рёвушки» из стихотворения Агнии Барто, автор Окон РОСТА и популярнейших карикатур в «Крокодиле», замечательный книжный иллюстратор. Он прожил долгую жизнь, его творчество оказалось востребованным в полной мере. Каневский получил почти все возможные для советского времени награды и звания, стал академиком. Тиражи книг с его иллюстрациями исчислялись миллионами и многократно переиздавались, несколько поколений советских людей искали его рисунки, открывая журнал «Крокодил». Художник по праву считается одним из крупнейших мастеров отечественной книжной иллюстрации, виртуозным мастером сатирической графики.

Есть темы вечные. И одной из таких является образ женщины в изобразительном
искусстве. С первобытных времен и до наших дней эта тема не предавалась забвению художниками даже на короткое время. Образ менялся, неся на себе отпечаток той или иной эпохи и, конечно, культуры. От хрупкой, являвшейся предметом поклонения египтянки, к сдержанному образу европейской женщины средневековья, от возвышенной Мадонны ренессанса к пышнотелой женщине барокко и кокетливой красотке рококо, от классического образа к модерновому, от реалистического к сюрреалистическому. Воспеты все ипостаси женского возраста: девочка, девушка, женщина в расцвете своих лет и преклонного возраста. Возлюбленная, жена, мать… Вечная женственность. Все они прекрасны, все они послужили и служат источником вдохновения для авторов самых разных стилистических направлений и творческих кредо.
Коллекция Костромской муниципальной художественной галереи также имеет немало произведений на эту тему. К воплощению образа своей Дульсинеи обращались многие костромские художники. Один из самых известных авторов поколения шестидесятников Шувалов Н.В. (1929-1984) много раз писал портрет своей жены Татьяны. На настоящей выставке их представлено несколько. В работе «Портрет Т.В. Шуваловой» 1960-х гг. в трехчетвертном повороте головы, быстром взгляде темных глаз, прядях волос, упавших на лоб - остановившееся мгновенье молодости, красоты и любви. Трогательны «Портрет жены» 1960-х гг. Пшизова Н.С (1941-1991), работа Кораблева Ф.Я (1939-1997) «Сон Кенди» (1970), Шлюндина В.С. «Женский портрет» (1985-1986). Образы жен, любимых написаны художниками с особенным чувством. В небольших по формату, этюдного плана произведениях художникам удается создать трепетный, полный внутренней жизни, запоминающийся образ. Этим произведениям зачастую суждено пережить и своих создателей, и модели и стать единственными хранителями памяти о их любви.

Осень в зале «Сад Поэта» начинается новым проектом, который объединил живопись одного из самых ярких и оригинальных художников современности, классика российского искусства Клары Голицыной (Москва) и произведения пластики нашего талантливейшего скульптора Владимира Смирнова. Для костромичей это не первая встреча с творчеством К. Голицыной. Галерея представляла ее совместный с А. Пурликом проект «Нарисуй мне это» в 2014 г. Она участвовала в выставках современной графики в 2015 и 2017 гг., наконец, в 2017 году состоялась персональная выставка «Серьезно и не очень».
Клара Голицына - художник широкого диапазона. Ее называют легендой российского искусства. Ее творчество нельзя причислить к какому-либо известному направлению современного искусства. Ее уникальный пластический язык вырабатывался на основе глубокого изучения и анализа мировой художественной культуры, искусства многоликого ХХ века. Острое чувство современности, ощущение времени как постоянно меняющейся реальности приводит Клару Голицыну к экспериментированию и использованию широкого спектра изобразительных и стилевых приемов. По мнению крупного исследователя современного искусства Сергея Кускова: «Особо примечательно способность Голицыной пребывать и действовать как бы в нескольких художественных «измерениях» одновременно. Несмотря на давно уже сложившиеся основные творческие принципы, способность быстро и чутко реагировать, откликаться на дух и стиль времени - это очень личное и важное свойство Голицыной».

Х-позиция: то, что я думаю о сегодняшнем дне
X - это общепринятое обозначение «неизвестного». Начиная со школы, мы стремимся найти эту искомую неизвестную величину. Затем, вступая во взрослую жизнь, иксов становится только больше. Однако каждый человек должен определиться, выбрать свой путь, сформировать позицию.
Новое поколение, миллениалы, вступило в активную жизнь и формирует сегодня направление развития общества. Они выросли в эпоху интернета, мобильной связи, глобализации и иначе относятся ко всему, что их окружает. Миллениалы свободны, их ментальность практически не скована какими-либо ограничениями. Глядя на развитие современных технологий, молодежь убеждается, что нет ничего невозможного — сегодня этого нет, а завтра это изобретут, вырастят, построят.
Однако действительность, в которой развивается новое поколение, диктует свои правила и зачастую сильно расходится с их представлениями о свободе и мире в целом. Они постоянно испытывают информационное давление, которое выливается, например, в такие проблемы, как кризис неудовлетворенных ожиданий, навязчивое стремление к недостижимому совершенству, невозможность принять решение из-за избытка опций, конфликт между финансовым комфортом и отсутствием возможности самореализации и т.д.
Проект «Х-позиция: то, что я думаю о сегодняшнем дне» - это возможность для молодых художников высказаться, поделиться личным опытом выстраивания отношений с собой и с миром посредством искусства.
Сегодняшний день? Что это? Это только момент времени? Или это мои мысли, эмоции, ощущения, переживания о настоящем? Сегодняшний день – это мир глазами конкретного человека, объективное через субъективное, и наоборот.

Условия участия в выставке молодых художников «Х-позиция: что я думаю о сегодняшнем дне»

30 августа в муниципальной художественной галерее г. Костромы состоится открытие выставки произведений группы костромских авторов «Художник и православие».
Ее участники: Вадим Березовский, Ирина Васильева, Владимир Еременко, Александр Мариев, Александр Шарифуллин.

Автором проекта и организатором является известный в Костроме иконописец В.Т. Еременко. Более 20 лет он посвятил служению в качестве художника-иконописца храму Воскресения Христова на Нижней Дебре, где продолжает трудиться и сейчас. Его иконы находятся в храмах Костромской области и в других городах России. Они призваны украшать их, укреплять веру приходящих в храм, утешать скорбящих, становиться «окном» в Иной мир, приоткрывая завесу над Вечностью. Высоко и необычайно ответственно призвание иконописца.
Но, проявляя себя и в других видах искусства, самых разных техниках, многие авторы также обращаются к православным темам. Отношения с Богом у каждого человека свои. Душа всегда будет стремиться к Богу. И встреча с Ним произойдет сокровенно. У художников, призванных создавать зрительные образы, больше возможности раскрыться. Поэтому так часто они обращаются к темам религиозным и в живописи, и в графике, и в скульптуре, и в ювелирном искусстве. Автор проекта с осторожностью постарался объединить близких по духу художников, работающих в различных видах и техниках, чье творчество отмечено глубоким уважением к Православным святыням и высоким профессиональным уровнем исполнения. На выставке будут представлены акварели Вадима Березовского, отличающиеся тонким живописным лиризмом. Показаны керамические иконы Ирины Васильевой, где используются сложнейшие техники керамики, фаянса, многочисленные приемы работы с материалами, графика Александра Мариева, включающая офорты, гравюры, рисунки, отличающиеся в ряде случаев особой авторской фантазией и всегда большим мастерством, а также полюбившееся костромичам ювелирное искусство Александра Шарифуллина, творческое кредо которого – желание сделать мир чуточку светлее. О чем мечтает и каждый из нас.

 

Известные костромские художники Сергей Маковей и Иосиф Дашевский впервые представляют совместный проект «Арт-мутация» в Муниципальной художественной галерее г. Костромы
Уже более 50 лет Сергея Маковея и Иосифа Дашевского связывает дружба. Персональные проекты художников не раз становились яркими, запоминающимися событиями культурной жизни нашего города. Однако совместный проект они представят впервые. В экспозиции можно увидеть произведения разных лет, что позволяет зрителю проследить изменения или, как замечают авторы, «мутации» их творчества. Авторы считают, что истинный художник находится в постоянном поиске художественного приемов, форм, адекватных времени. Различные события нашей стремительно меняющейся жизни напрямую влияют на искусство, его развитие.
Сергей Маковей: «Мы, дети 21 века, живём в эпоху генной и цифровой революции, которая предлагает нам и новые формы выражения. Отвергать, не замечать новые возможности самовыражения для художника - непроходимая глупость».
Иосиф Дашевский: «И прежде, и сейчас мне кажется невозможным существовать в искусстве и, соответственно, в жизни, никак не реагируя на происходящие события…»
Сергей Маковей представляет на выставке живописные произведения - от ранних предметных изображений, которые позднее, «распавшись» на пиксели, привели художественные поиски автора к беспредметной живописи. Сергей Маковей: «Представленные мной работы – это поиск новых форм самовыражения: от «реалистических», фигуративных где превалирует сюжет, литературное содержание - к абстрактным…»
Объекты и скульптурные композиции художника-монументалиста Иосифа Дашевского превращают экспозицию выставки в единую масштабную инсталляцию. Соединяя в одно целое разные вещи и объекты, жившие некогда своей самостоятельной жизнью, ещё дышащие теплом человеческих прикосновений, автор размышляет о вневременных общечеловеческих понятиях. Иосиф Дашевский: «Я стремлюсь активно влиять своим творчеством на становление общества, свободного от фанатических фобий, нетерпимости и агрессии».

 

 

Выставка работает до 22 сентября.
Куратор Евтюкова Маргарита
+7 (4942) 51 64 45

 

26 июля в костромской художественной галерее открывается юбилейная выставка произведений известного живописца Бориса Орлова.
Родился художник в Киргизии 28 октября 1948г. в селе Калинино. В 1965 поступил в художественное училище в Ташкенте. После второго курса ушел в армию. В 1970-1972 годах доучивался в Саратовском художественном училище, за дипломную творческую работу получил отличную оценку. В 1980 году был принят в Союз художников СССР.
С 1983 года живет в деревне Антоновское недалеко от Красного-на-Волге.
С 2004 года член Сообщества плесских художников. Участник многочисленных, областных, межрегиональных, всероссийских выставок.
В экспозиции представлена живопись разных лет – портреты, пейзажи, натюрморты. Их отличает разнообразие сюжетов, богатство цветовой палитры, искренность выражаемых художником чувств и несомненное мастерство. Темы работ Б. Орлова - это дорогие его сердцу люди - жена, дети, друзья, соседи, любимые места. В своей автобиографии художник признался, что в семейной жизни на редкость счастлив, как и в творческой! Поэтому, наверное, в его работах столько света, как бы изнутри пронизывающего изображения на полотнах. Художник так определяет свое творческое кредо: «Живопись моя, во-первых, конгломерат из очень разных направлений реалистической живописи, немножко формальной… есть только одна традиция у меня лично правда и абсолютная честность, то есть откровенность, непосредственность самовыражения, без лукавства без спекуляции. Для меня имеет значение содержание. Если я какое-то содержание преследую, то оно диктует в каком стиле выполнить. Если вносишь что-то свое, то обогащаешь, не подделываясь…» Это определяет широту диапазона профессиональных возможностей художника, произведения которого отличаются звучностью и насыщенностью цвета, проникновенным отношением к природе, к людям своей земли.

28 июля мы отмечаем 95-летие со дня рождения талантливейшего российского художника, нашего земляка Владимира Пантелеймоновича Муравьева (1924-2006).
В Костроме он родился, отсюда ушел на фронт, учился в Костромском художественном училище, где познакомился с Николаем Шуваловым и Алексеем Козловым, ставшими его друзьями на всю жизнь. В конце 1958 года 34-летний Муравьев навсегда покинул родной город, переехал в Москву. С этого времени его творчество развивается в лоне московского андеграунда, более терпимого к нетрадиционным проявлениям художественного мышления. В Москве он вступил в члены Союза художников, 20 лет проработал в издательстве «Советский писатель» художником-иллюстратором, выставлялся довольно редко. Первый показ работ художника в Костроме состоялся в 1998 году в Костромском художественном музее. Позднее муниципальная художественная галерея знакомила с живописью и графикой большого мастера на выставках 2001, 2005, 2007, 2008, 2010 гг.
Творчество художника – уникальный феномен искусства ХХ века - со временем получило признание самых высоких художественных институций. Работы Муравьева находятся в разделе экспозиции искусства ХХ века Государственной Третьяковской галереи, в коллекциях Костромского музея-заповедника, муниципальной художественной галереи.
Нынешнему юбилею художника посвящена выставка «Осторожно: дети +».
Тему, связанную с воспоминаниями о костромском периоде жизни художника, подсказала его вдова Алла Максимовна Марченко-Муравьева:
«По окончании Костромского училища в 1951-м году Владимир Муравьев уехал в поселок Палкино преподавать рисование и черчение в средней школе, через два года он перевелся в Сотинку, в детский дом, о котором вспоминал с каким-то особым чувством, как о нечаянной радости, чуть ли не подарке судьбы. Пятьдесят лет спустя ситуация как бы повторялась… Воспоминания о Сотинке удерживали от беды и болезни, укрепляли «зацепку за жизнь». Дети на его картонах последних 4-5 лет – всегда радость, всегда какой-то детский праздник! Они, как и он, чудом уцелели в войну, и им, вместе, надо было стараться жить…»
В экспозиции выставки «Осторожно: дети +» представлено более 20 работ из собрания семьи художника из циклов «Танцующие дети», «Птичий концерт», «Пляжное».

 

Ярославский художник Герман Блинов – один из представителей наивного направления, которое занимает достойное место в общей системе визуально-пластического искусства - публика, утомленная решительными высказываниями и жесткими образами, ценит искренность и деликатность наивного творчества.
Творческая биография Германа Блинова типична для наивных мастеров: закончив школу, он работал судовым сборщиком, поваром 6-го разряда, машинистом экскаватора. Знакомиться с изобразительным искусством он начал на трехгодичных курсах в изостудии при Дворце моторостроителей в Ярославле, закончив их в 1973 году. Решающей стала поездка в Ленинград в 1977 году, где он был вольнослушателем в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина и знакомился с музейными шедеврами. Вернувшись в Ярославль, он усиленно занялся живописью и самообразованием. С 1979 года Г.В.Блинов становится участником областных, республиканских и всесоюзных выставок самодеятельного искусства. Художник интересуется поэзией и философией, с 1990 года пишет стихи.
Н.Воинова, искусствовед, член СХР (газета «Ярославская культура» 1998г.).
«Для Германа Блинова и история искусства – это не нечто, существующее как бы «по ту сторону», а обитаемая среда творческой жизни. Творения великих мастеров прошлого вдохновляют, дают примеры истинного служения добру и красоте. Черты классического искусства найдем мы в его стремлении не просто изображать, отражать, а преображать, создавать духовный образ».

Леонид Виноградов работал, дружил и выставлялся с такими известными мастерами, теперь уже классиками ХХ века, как Арон Бух, Владимир Стожаров, Борис Домашников. Сейчас можно с уверенностью констатировать, что имя художника Леонида Николаевича Виноградова широко известно не только в культурной среде костромского края, но и далеко за ее пределами.
От призвания к признанию художник прошел долгий путь, воспевая своим трудом и талантом вечные нравственные ценности. На выставке представлены работы, созданные автором в течение продолжительного творческого пути. Это в большинстве пейзажи нечерноземного края, выполненные в лучших традициях русской школы живописи, для которых свойственны мажорное настроение, динамичное решение пространства холста, световые эффекты.
Каждая работа художника - богатая, сложная живописная ткань, наполненная воздухом, цветом, передающая все нюансы состояния природы. Его полотна призывают к созерцанию и глубокому размышлению, возвращая нас к первооснове всего сущего, к гармонии человека с природой и ее бесконечной красотой.
«Для меня родная природа является основным источником вдохновения. Даже зимой, в лютую стужу, заставляю себя работать «на натуре». И, как часто бывает, этот процесс начинает меня согревать, а иногда становится даже жарко. Надеюсь, что мои работы также способны согреть душу зрителя. Во всяком случае, я всегда старался работать честно, и за свой многолетний труд мне не стыдно», - говорит о своей работе художник.
Живописные работы Леонида Виноградова не требуют особой расшифровки, поиска смыслов, они очень гармоничны, подкупают своей чуткостью, искренностью и одновременно вдумчивым, пристальным взглядом на окружающий мир.

Страница 1 из 16