Выставки

Выставка «По страницам Книги трудовой славы Костромской области» рассказывает о костромичах-участниках трудового фронта в годы Великой Отечественной войны. В экспозиции представлены воспоминания, фотографии, а также архивные документы.
Трудовой фронт – это, прежде всего, работы по строительству оборонительных сооружений под Ленинградом, Ярославлем, Рыбинском, Костромой или Кинешмой в 1941-1942 гг.
На трудовой фронт призывали даже подростков в возрасте 13-14 лет. Каждодневный непосильный труд - без выходных, без праздников, зачастую без какой бы то ни было оплаты, лишь за скудный продуктовый паек. Это был труд на пределе физических возможностей. И они трудились из последних сил, приближая долгожданную победу над врагом.
Выставка подготовлена сотрудниками Муниципального архива города Костромы.
Выставка работает в Центре русского искусства с 9 февраля до 31 марта.
Заказ экскурсии по телефону: 516-445.

 «Сад Поэта. Состояния» – выставка о состояниях человеческой души, которые нам свойственно переживать в течение всей жизни. Искусство – волшебное зеркало, отражающее живые импульсы нашего сердца. И к какому бы виду изобразительного искусства не обращался художник – к живописи, графике, скульптуре, лоскутному шитью – самое важное, как говорил Л.Н. Толстой, «заразить человека чувством». Когда между зрителем и арт-объектом возникает электрическая нить эмоций, оживают оба.

Это выставка – эксперимент. Она смонтирована вопреки привычным представлениям о правилах выставочных экспозиций. Возможно, кажущиеся слишком броскими и даже где-то «неправильными» контрасты фактур, сюжетов, техник, цвета, жанров призваны показать, насколько сложными могут быть наши переживания. Порой, мы очень чётко осознаём, какую эмоцию испытываем в моменте, но и часто теряемся в «смешенных чувствах». Душевные состояния не отвечают слишком простой формуле «хорошо» и «плохо», «белое» и «чёрные». Наш внутренний мир наполнен оттенками и противоречиями. 

Эта выставка задумана как диалог и даже спор об эмоциях и чувствах между человеком и произведением искусства.

По мнению куратора, все произведения искусства на выставке воплощают какое-то эмоциональное состояние – радость, грусть, любопытство, страх, счастье, доверие, принятие, любовь, гнев, зависть, чувство свободы или одиночества. Многие вещи, расположенные рядом, показывают многогранность одной эмоции или одного и того же чувства. В рамках выставки каждый экспонат «оголён», «лишён имени» - сейчас его художественная суть определяет некое метафизическое понятие нашего чувства.

У экспонатов нет привычных этикеток с именами авторов и названиями работ – их названиями стали эмоциональные состояния.

Конечно, у представленных работ не может быть однозначной трактовки. Согласиться или нет – безусловный выбор зрителя. Согласие, спор или отрицание кураторской интерпретации – та искра, от которой зажигается собственная эмоциональность зрителя и превращает его в со-участника выставки.

Название проекта «Сад Поэта» отсылает нас к творчеству самобытного и замечательного костромского скульптора, графика, поэта Владимира Смирнова. Именно он придумал волшебное метафизическое пространство Сада Поэта – уголка душевного мира, где человек познаёт Божественную сущность искусства. Эта выставка о состояниях нашей души – продолжение идеи тайного сада самых сокровенных мыслей и чувств, который есть внутри каждого из нас. Сад образов, воплощённый в красках, гипсе, ткани.

Концепция сада как места, где человек чувствует себя в гармонии с миром и принимает себя, была заложена в Библейском образе сада Райского. А в эпоху Просвещения сад оставался идеальным местом для встреч с природой. Важная часть экспозиции посвящена именно состояниям природы, которые зачастую либо определяют наш душевный настрой, либо окрашиваются нашими чувствами.

На выставке представлены художественные произведения из фондов областного Центра русского искусства, из коллекции современного лоскутного шитья и арт-текстиля Екатерины Архиповой и других частных собраний. Среди авторов – скульптор Владимир Смирнов, художники Алексей Мухин, Клара Голицына, Александр Аханов, Владимир Богачёв, Владимир Тюрин, Владимир Муравьёв, Ирина Соглачаева, Николай Шувалов и др., художники лоскутного искусства Алевтина Шевалдина, Ирина Лебедева, Анна Журавлева, Галина Волова, Любовь Лежанина, Татьяна Фёдорова, Максим Федотов, Ирина Ткачёва и др.

Куратор – коллекционер, научный сотрудник Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени Екатерина Архипова.

Экспозиционно-выставочный проект «Костромские художники в коллекции галереи» позволяет перелистать некоторые страницы истории художественной культуры Костромы, познакомиться с 26 авторами, чья жизнь и творческий путь связаны с Костромой. Среди них и ныне здравствующие, и те, чьи работы стали уже наследием. В экспозиции чуть более 50 произведений живописи, графики, скульптуры, арт-объекты. Муниципальная художественная галерея города Костромы была создана в 1996 году. В основу ее коллекции легли произведения российских художников второй половины 20 начала 21 веков. Большую часть коллекции составляют работы костромских художников различных стилистических направлений. Творчество многих из них вошло в круг научно-исследовательских интересов галереи. Это представители разных поколений и периодов художественной жизни Костромы, начиная с 1960-х гг. до сегодняшнего дня. Их объединяет свобода творческого самовыражения, поиск собственного пластического языка, интерес к проблемам эстетики, формотворчества, чуждость какой-либо конъюнктуре. Творчество ряда художников, представленных в экспозиции, развивалось в лоне Союза художников (до середины 1980-х годов единственной организации, дававшей право называться художником). Они принимали активное участие в официальных выставках, получали звания, награды, снискала прижизненную известность. Это заслуженные художники РФ С.С. Румянцев (1928-2013), А.И. Еремин (1938-2021), Е.В. Радченко (1936-2016), а также В.С. Катков (1940-2015). Вместе с тем до середины 1980-х годов произведения многих костромских авторов были недоступно зрителю в силу существования идеологических установок, системы запретов, долгие годы тормозивших развитие художественной мысли, не дававших возможность видеть и исследовать художественный процесс во всем его многообразии.

Загадочные персонажи в колпаках появляются в рисунках, скульптуре Владимира Смирнова на протяжении всей жизни. В ранних рисунках конца 1970-х начала 1980-х годов этот образ связан с темой цирка, ярмарочных игр. В многофигурных жанровых сценах клоуны, фокусники, ярмарочные балагуры веселятся, забавляют публику, дурачатся.

Самый ранний скульптурный образ «Пьеро в колпаке» (1987) молчалив, печален, романтичен, его тонкий отточенный профиль стал символом «Сада Поэта». В пронизанном печалью образе «Человек в колпаке» (1989) угадывается аллегорический автопортрет самого скульптора, для многих долгие годы носившего маску шута-неудачника, скрывавшую тонкую душу поэта и мудрость философа-мечтателя.

В рисунках конца 1990-х – начала 2000-х годов персонажи в колпаках обретают таинственность и многозначность. Они молчаливы и загадочны.

Образ человека в колпаке был чрезвычайно значим для скульптора. Об этом свидетельствуют наброски, эскизы скульптур, которые ежегодно во множестве появлялись в его творческой лаборатории. Замыслы мастера поражают разнообразием, оригинальностью идей и фантазии.