07..07-30.07.2017. Владимир Тюрин "Лес". Живопись

 

Владимир Тюрин принадлежит к числу ярких, талантливых художников Костромы, активно участвующих в современном художественном процессе. Это зрелый мастер, имеющий свое лицо в искусстве, обладающий особым живописным темпераментом. Новый проект В. Тюрина под названием «Лес» в какой-то мере получил свое развитие из темы «Ландшафт». Первые работы появились в 2007-2008 гг. Для художника лес не просто предмет восхищения и любования. Лес - стихия, наполненная силой, мощью, живущая по собственным законам. Художник не пишет природный мотив с натуры, фантазия рождает образ леса по памяти. В этом нет ничего удивительного - В. Тюрин родился в деревне, с детства познавал жизнь природы, полюбил ее навсегда. По сей день художник часто отправляется на природу - в деревню, чтобы получить новый творческий импульс. Затем впечатления выплескиваются на холст или бумагу. В каждой работе природный мотив, благодаря свободной живописной экспрессии  автора превращается в мощный сгусток энергии, сотканный животворящей силой цвета.

 

06.07-30.2017. "Саботаж". Стрит-арт



В последние годы работы стрит-арт художников все чаще представляют внутри музейных пространств нашей страны. Это и главный проект биеннале уличного искусства «Артмоссфера», который в прошлом году прошел в московском Манеже, и выставки лучших стрит-артистов планеты в Музее уличного искусства, открывшемся в Санкт-Петербурге в 2012 году и многие другие проекты. Однако, несмотря на все эти процессы перемещения стрит-арта в «белый куб» или «за забор», в массовом сознании образ уличного искусства связан с нелегальными надписями, монументальными росписями на политические и социальные темы и т.п. Данная ситуация вызвала множество дискуссий и сформировала два полярных мнения: одни представители арт-мира настаивают на том, что стрит-арт может существовать лишь в уличном пространстве, другие считают, что его можно институциализировать.

 

Безусловно, стрит-арт может жить лишь в естественной для себя среде – на улице. А все проекты, представляющие произведения уличных художников внутри музея, в том числе и наша выставка, демонстрируют еще одну грань стрит-артистов, показывают то, что они делают помимо улицы, их студийные работы. А для того, чтобы понять эти произведения, важно постичь и уличное прошлое его создателей. Ведь во многих работах по-прежнему присутствует дух протеста и неповиновения. Вероятно, поэтому костромские стрит-арт художники назвали свой проект «Саботаж».

 

Артур Ковалев, художник, участник проекта: «Это название, конечно, не характеризует наш настрой в данный момент времени, но оно определяет наш подход к живописи в момент знакомства с ней, в момент знакомства с культурой».

 

Участники выставки «Саботаж» многие годы меняют уличное пространство нашего города, каждый художник уже имеет свое лицо и свой стиль. Дмитрий Пинкин и Артур Ковалев преобразили водонапорные сооружения в нескольких костромских дворах, также они входили в состав команды проекта «Детская поликлиника, Кострома». С некоторыми студийными работами стрит-артистов костромичи могли познакомиться на выставке-конкурсе молодых художников ARTstart, прошедшей этой весной в муниципальной художественной галерее. Их произведения получили высокие оценки жюри и зрителей: графической работе Артура Ковалева «Маска» жюри присудило 2 место, живописный «Портрет» Никиты Чепенко был признан лучшим по итогам зрительского голосования.

 

02.06-02.07.2017. Марина Макуркина "Жили-были". Рисунок

На выставке «Жили-были» экспонируются графические работы, выполненные в основном цветными карандашами и акварелью, сдержанные и утонченные по колориту и подробно проработанные в деталях, большая часть произведений миниатюрных размеров. Мелкая дробная штриховка создаёт ощущение воздушности, трепетности, акварельные мазки и заливки придают изображениям обволакивающую мягкость, плавность движений. Человек  и его мир – главная тема работ художницы. Она очень много читает и, вполне естественно, что герои книг занимают заметное место в ее творчестве. Перед зрителем предстают библейские образы и мифологические, сказочные персонажи, окутанные ореолом тайны. И с таким же вниманием Марина изображает своих современников – портреты с натуры и семейные сцены, очень тёплые и уютные. Автор прежде всего стремится раскрыть в каждом небольшом портрете внутренний мир героев, они очень живые, душевные, преимущественно задумчивые, погружённые в свои мысли и переживания. Хочется заглянуть в их глаза, как в окна, и увидеть историю жизни каждого персонажа.

Еще одна сторона творчества художницы – это авторские куклы. Это забавные животные и человечки, очень разные по характеру – добродушные или сердитые, печальные, задумчивые или радостные, трогательно-беззащитные. К ним трудно остаться равнодушным, как и к ее графическим портретам.

 

30.05-02.07.2017. Виктор Шлюндин "Встреча". Живопись, графика, коллаж

Предлагаемая вниманию зрителей выставка - еще одна встреча с талантливым художником из Кинешмы Виктором Шлюндиным, неистощимым на выдумки и «приколы» и в то же время очень серьезным автором.  Встреч было много. Сегодняшняя посвящена 70-летию автора, поэтому на выставке собраны работы разных лет. Это дает возможность проследить развитие во времени многих волнующих художника тем. В экспозицию вошли:  живопись, графика, коллаж и авторская книга.  Пожалуй, больше всего в живописном творчестве В. Шлюндина фантазийных, игровых композиций, где сочетаются традиции народного искусства,  укоренившиеся в нем от рождения, почти детский непосредственный взгляд на мир, свойственный характеру, и талант живописца, умеющего применить необычные приемы построения композиции, создать феерический  колорит, вовлечь всех в  игровую стихию своих образов. Таковы представленные на выставке произведения: «Встреча», 1998 г.,  «Сказка»,  1998 г., «Рисуем дракона», 1988 г., «Николо-Мера», 1998 г., «Утро. Посвящение  Ефиму Честнякову», 2015 г. Идущий за своей мечтой старичок  с котомкой за спиной и, как крыльями, развевающемся шлейфом разноцветных фантазий - это не кто иной, как сам Ефимка – рыцарь сказочных чудес, близкий  Виктору Шлюндину, тоже художнику с крыльями, утверждением идеалов крестьянской эстетики и настойчивым желанием вживить в обыденность сказку.

С другой стороны, Шлюндин продолжает ту линию в искусстве, которой положил начало Марк Шагал, также со стихией фантазии, гротеска и метафорики. В экспозиции представлена работа   «Несущие время, посвящение Марку Шагалу», 1995-1996 гг.: двое несут часы в огромном деревянном корпусе, наклонившемся вперед.  Это время,  которое идет вперед и которое никто не в силах удержать. Во многих произведениях художника мы ощущаем  его ход,  движение жизни. Одна из его абстрактных работ так и называется «Движение», 2008 г.  В произведении «Три дерева», 1999-2001 гг.,  написанном в традиционной манере, деревья, как люди, проживают свою жизнь, меняясь с годами, несмотря на их могучесть и кажущуюся незыблемость. В работе «Жил-был дом», 2014 г., (тема старого дома также прослеживается в творчестве автора) время превратило когда-то крепкое строение в груду живописных обломков. В произведениях Виктора Шлюндина есть своя философия и своя лирика, например, явно проявившаяся в работе «Воспоминания», 1996 г., но они сходятся в одной точке и эта точка – любовь. И она не боится времени.

Большое количество произведений В. Шлюндина посвящены  семье. На выставке представлена графическая работа раннего периода «Первые шаги», 1980 г., живописное полотно «Вечер», 1997 г., с трогательно склонившейся головой девочки  на плечо мамы, и, наконец, произведение, которое так и называется «Семья», 2012 г. - вечная тема, которую автор решает всегда невероятно пронзительно. Виктор Шлюндин –  художник удивительно цельный, несмотря на свою столь же удивительную разноплановость.  В экспозицию вошли абстракции, в которых талантливо сочетаются различные декоративные элементы, цветовые пятна и линии, то спокойно, то более резко, в зависимости от настроения и поставленных художником задач.

Наиболее полно фантазия художника проявилась в его коллажах и авторских книгах, которые также представлены на выставке во втором зале. В. Шлюндин создает коллажи из любого материала, все идет в ход: обои, упаковочный картон, нитки, пуговицы и т.д. Столь же изобретательны его авторские книги. Они представляют собой арт-объекты, выполненные в единственном или малом количестве экземпляров, где текст, сделанный чаще всего вручную, носит не только информативный, но и декоративный характер. Они доказывают, что любой объект, любой материал может быть воспринят в контексте книги, прочитан и соответственно преподнесен. Как и сама наша жизнь есть прочитываемый текст на страницах Божественной книги. Художник в своих произведениях всегда открыт для прочтения. Читайте внимательно. Здесь все посвящено вам.

 

26.05-2.07.2017. Андрей Сазонов "Реновационизм. Поделки от Андрея"

Андрей Сазонов стал заниматься созданием арт-объектов из металла в конце 1990-х. В своем творчестве в качестве материала он использует так называемый «вторичный материал» - вышедшие из употребления предметы, детали, конструкции. Художник высвобождает их из привычного контекста, соединяет в композиции, инсталляции, созданные собственной фантазией, наделяя их новыми смыслами. Этот метод он назвал термином «реновационизм». Слово реновационизм происходит от латинского «renovo» (обновлять, восстанавливать…) и это название более всего соответствует эстетике художника. Его работы, как правило, созданы из всякого «хлама» – металлического лома, всевозможных пластиковых деталей, деревяшек и т.п. Мусор, отжившие свой век предметы, утратившие свое назначение получают вторую жизнь, иными словами, реновацию.

На выставке представлены работы конца 1990-х – начала 2000-х гг. Прежде всего, это сварные металлические арт-объекты. Художник, имея набор шестеренок, винтиков, пластин, пружинок и прочих деталей и механизмов, благодаря своему таланту и воображению смог увидеть в исходном наборе материала различные формы и конструкции  - это и букет цветов из гвоздей, и бычок, и даже фантастический летательный аппарат пепелац. Впечатляют своим разнообразием объекты-головы из композитных материалов. Обычные манекены, дополненные всевозможными деталями, бытовыми предметами, искусственными цветами и другими «посторонними» вещами предстали в образах библейских персонажей, героев древнегреческой мифологии, а также любимого персонажа детей – Деда Мороза. Сама идея создания объектов-голов родом из детства, это такая своеобразная игра, где автор создает собственный мир образов и символов, подобно ребенку. И, наконец, различные настенные ассамбляжи - плоские рельефные объекты, составленные из композитных элементов. Также в экспозиции можно увидеть фотографию одной из монументальных металлических конструкций, созданных Андреем Сазоновым совместно со старшим сыном Никитой, известным сценографом.  Это, так называемая, «Вавилонская башня техногенной эпохи» или «Башня энеолита», стоящая в Саду скульптуры Санкт-Петербургского государственного университета на Васильевском острове.

Важным достоинством искусства Андрея Сазонова является то, что он предлагает зрителю самостоятельно считывать содержания и смыслы, заложенные в работах.  Как правило, человек уже заранее интуитивно настроен на определенное восприятие жанра – портрета, натюрморта, картины, круглой скульптуры и рельефа, точно также, как на восприятие произведения определенного стиля, школы, автора, техники… в данном случае, как правило, ориентиров нет. Искусство объекта по сути своей есть тренировочная площадка для креативной фантазии, совершенная художественная вольность, ничем не ограниченная изначально.

 


Страница 1 из 20