Выставки

Выставка «Проникновение цвета» вновь объединила  известных костромских художников Владислава Грачева, Анатолия Жукова, Виктора Каткова, Алексея Мухина, Сергея Пшизова и Марии Тепловой. Творческое сотрудничество этих художников продолжается не первый год, и на выставочной площадке художественной галереи они не раз были представлены как в совместных, так и индивидуальных проектах.
Название - «Проникновение цвета», которое дали авторы своей групповой выставке свидетельствует о том, что основное внимание художники уделили  культуре цвета, принципиальному стремлению  формировать  пространство именно  цветом и также пониманию архитектуры этого пространства.
По словам  художника и инициатора проекта «Проникновение цвета» Владислава Грачева, «… в  определенном смысле, проникновение цветом на плоскости –  это  общая философия для всех авторов, объединенных в выставке. Это понимание цвета, его значения и функции нас объединяет, но каждый из художников по-своему реализует эту художественную концепцию  в творчестве». 
Каждый из художников представит зрителям свои новые живописные и графические работы: зачастую, именно в этих абстрактных композициях авторам удалось вскрыть культурный код времени, передать его с помощью индивидуального образного строя, колористического чутья и  умения изобразительными  средствами создать внутреннюю напряженность поверхности холста или листа,  или керамического панно и витража.

Художественная галерея города Костромы представляет выставку студии «Лоскутные штучки». Студия возникла при Доме народного творчества в 2009 году. Сейчас в ней работают 12 мастериц! Возглавляет студию Светлана Анатольевна Смоленко. По мнению руководителя: «главная задача студии – это возрождение и сохранение традиций Костромского края в области декоративно-прикладного искусства, обеспечение творческого досуга женщин, а также пропаганда лоскутного шитья в Костроме».

Выставка «Кострома в лоскутной мозаике» юбилейная, своего рода отчет за 5 лет творческой деятельности.

Мастера студии работают в технике «квилт» (от английского «quilt» - стеганое одеяло), более знакомой в нашей культуре, как техника лоскутного шитья. Для их работ характерны сюжетная композиция, смешанная техника с использованием объемной аппликации и батика. Владея различными техниками традиционного и современного лоскутного шитья, мастера создают авторские вещи утилитарного назначения – нарядные костюмы, аксессуары, сумки, а также декоративные изделия - панно, покрывала.

На выставке представлено 50 произведений, среди них работы последних лет. Особого внимания заслуживают крупные, многодельные панно «Кострома – душа России» (2011), «Династия Романовых» (2014), «Любимый город Кострома (2014), объединивший 10 частей, а также проект, победивший на конкурсе Российской железной дороги «Едем мы друзья в дальние края…» - 7 предметов для оформления купе поезда. В ряде случаев для усиления выразительности используются объемные элементы – «Вы слыхали, как поют дрозды?» (2010) и др.

Мастера студии участвуют в праздниках народных ремесел, областных выставках, всероссийских и международных фестивалях и конкурсах. Они сотрудничают с журналами «Чудесные мгновения», «Лоскутное шитье», Российской Ассоциацией лоскутных мастеров.

 

 

 

Художественная галерея города Костромы представляет выставку живописи известного костромского художника Александра Аханова «Окно на солнечной стороне».

А. Аханов давно и успешно сотрудничает с галереей. Художник широкого творческого диапазона, он работает во многих практиках современного искусства. Это живопись, графика, иллюстрация, арт-объект, фотография, коллаж, бук-арт, видео. Он неизменный участник проводимых галереей  выставок современной графики, автор оригинальных проектов, вызвавших огромный интерес зрителей - «Тексты и не только…» (2000), «Между стульев» (2005), «Графомания» (2006), «Письма блудного сына» (2008), «Паломничество в «Сад Поэта» (2013) и др.

В экспозиции выставки 50 работ, созданные в основном за последнее время, среди них есть и холсты, написанные в 2014 году. Их объединяет тема, которая занимает автора практически на протяжении всей жизни – это музыка, и как сюжет, поскольку герои, так или иначе, поглощены музицированием, и, как стихия, обретающая пластическую материальность через цвет. Язык автора метафоричен. Его персонажи – не только фантастические музыканты, прекрасные дамы, слушатели, но и музыкальные инструменты – дудки, бубны, саксофоны, виолончели, которых он одушевляет подобно людям, вовлекая тех и других в волшебный процесс рождения цветомузыки, радующей взрывами и всплесками оглушительно открытых цветов.

Не чуждый иронии автор прибегает к ненавязчивому цитированию «великих». Так неожиданно в живописную канву вкрапляются и обретают новое звучание персонажи Крамского («Незнакомка», 2013), Вермеера («Дежавю», 2013). Наконец, он предлагает «услышать», как по его воле мог исполнить блюз Пушкин («Александр Сергеевич блюз «Ман Рей», 2011).

Сам художник так объясняет идею своей выставки: «Окно, выходящее на Солнце. Это значит, в твоём доме живёт Солнце каждый день. Солнце – это Любовь, Счастье, Свет, Тепло, Радость, Жизнь для всего сущего на Земле. Каждое утро Оно встает, и просыпается весь мир. Отсюда желание сохранить каким-то образом это восхитительно состояние – чистое солнечное сияние, в своих руках, сердце, душе, и этими руками сотворить нечто, в чем отразилось бы хоть сколько-нибудь этого чистого сияния, почувствовать от этого трепет и необъяснимое волнение от чуда. Отсюда такой колорит, может быть, диковатый, не в меру открыто-яркий, по возможности чистый. Отсюда то восхитительное состояние возбуждения, перехлест эмоций и сильное желание поделиться радостью».

«Несерьезная выставка» костромского фотографа Владимира  Геннадьевича Смирнова ретроспективно представляет творческий путь автора – зрители могут увидеть 62 фотографии разных лет  - от 70-х гг.  ХХ века до 2000-х  В этих  небольшого формата работах с предельной искренностью  и добротой отображен мир животных, птиц  и природа. Собаки, лошади, кошки, козы, лисы, голуби запечатлены так, что их изображение можно  вполне назвать портретом. Сейчас одна из работ Владимира Смирнова представлена от Костромы  на конкурс «Природа моей Родины» Всероссийского фестиваля природы «Первозданная Россия».

 

Смирнов Владимир Геннадьевич

Педагог дополнительного образования МОУДОД Костромского муниципального района Костромской области «Дом детского творчества»

Родился в 1939 в Костроме в семье рабочих. Окончил Костромской лесомеханический техникум по специальности «механическая обработка древесины». По 1976 год работал по строительной специальности в в ПМК -505 Управления Костромасельстрой. С 1976 года стал учиться фотографии. С 1978 года начал вести фотокружок в минской восьмилетней школе Костромского района, впоследствии кружок стал детской киностудией. С 1990 года – педагог дополнительного образования.

Фотоработы членов кружка неоднократно публиковались в периодических изданиях Костромы. Кинофильм «Один день в школе» отмечен премией на конкурсе любительских фильмов. Неоднократный участник и призер фотоконкурса газеты «Правда», публиковал фотографии в газетах «Волжская новь», «Северная правда», «Костромские ведомости», «Экологический вестник», в журнале «Губернский дом». В альманахе «Московский Парнас». В 2010 году присвоено звание  «Почетный работник» Министерства образования и науки России.

Костромские художники в собрании О.А.Лебедева

Олег Лебедев:

«В 1995 году мне приходилось обустраивать свое жили¬ще, и я заказал витражи известному костромскому художнику Каткову Виктору Сергеевичу. Он изготавливал их по очень старой технологии в маленькой мастерской в Союзе художников на улице Советской.

Разместив созданные им витражи в моем доме, я начал понимать, что они невообразимо интересны. При солнечном свете интерьер дома приобрел живую окраску: соединились естество природы и творчество. Встречаясь, мы обсуждали его работы в стекле. Он старался объяснить мне источники вдохновения своего творчества.

Позже, рассматривая витражи в соборах Италии и Франции, я начал понимать, что В. С. Катков, в своем творчестве соединяет в идеях витражей духовные мысли с реальным божественным светом. Тогда же он познакомил меня с В. М. Грачевым.

Я предложил помещение под мастерскую В. М. Грачеву и А. В. Жукову. Там, в свободное время, они рассказывали мне, что за работы создают, как понимать искусство авангарда.

Желание видеть картины возникло у меня во время наблюдения за их работой, их объяснений о сути написанной картины, о ее содержании, для чего и почему создается тот или иной образ. И захотелось иметь картины, чтобы в спокойной обстановке продолжить изучение идей худож¬ника, что и как он хотел выразить в своей работе. Больше всего меня заинтересовали идеи картин авангардного на¬правления. Они заставляли думать, размышлять, сравни¬вать и сопоставлять. Из объяснений Грачева я понял, что художники так творят по велению души. Художник - лич¬ность свободная и вправе выбирать любую форму для выражения своих чувств, мысли, переживания.

Я понимал, что художник ближе к природе, чем остальные люди. В своих картинах они как проводники между нами и Создателем мира. В лучших пейзажах состояние природы увязано с чувствами человека, подчеркивая не¬разрывную связь с ней.

В ответ на мой вопрос: «Где профессиональные художники питают свою энергию?» - В. Катков вместе с В. Грачевым показали мне выставку икон. Лики святых и биб¬лейские сюжеты являлись источником творчества лучших художников России. Отсюда я с большим вниманием стал относиться к иконам и древним храмовым фрескам.

В. М. Грачев показал мне свою графическую серию «Утраченные лики храмовых фресок». Она производит неизгладимое впечатление. Заставляет задуматься, что происходит с миром вообще и с жизнью человеческой в частности. Человек, изменяя жизнь, разрушает окружающий мир. Смотришь на фрагменты стенописи, остатки былого ансамбля, и жалко не только их - жалко человека, его очерствевшую душу. В разрушенных временем фресках больше Силы и Святости. Они словно говорят: «Люди, остановитесь, не разрушайте ваш мир, созданный для вас Господом. Посмотрите на наши лики, стертые временем и вами».

Я до сих пор наслаждаюсь витражами Каткова, настолько они пронизаны тайнами. А сколько еще могут открыть прекрасного и философского картины В. Окишова. Если хочешь воочию увидеть старость, посмотри на его бабушку Агафью. Это ведь реальность. Старость рядом. Вы скажите: грусть, уныние. Нет. Старость у художника - это анализ того, как прошла земная жизнь, что Ты творил, создавал и что осталось на твоем Древе жизни в сухом остатке. А старушка, жизнь земная, хочет еще подбросить дровишек для продления существования, хочет принести водицы, попить, пожить. Древо старое, ветви высушенные, уже не требует больше тепла и влаги. Его век закончился, и если кто-то пустит его на дрова или соорудит поделки, то пусть ненадолго, но вспомнит и твою жизнь.

Таким образом, начиная с витражей В. С. Каткова, авангарда В. М. Грачева и А. Жукова, картин Г Дареева и, конечно, В. Окишова получилось мое собрание картин.

Идею собрания выработал Катков. В основу он поставил мастерство и профессионализм художника. Отбирал только те картины, которые художники создавали в пери¬од своего творческого подъема, под вдохновение. И Кат¬ков чувствовал это. Он понимал суть и идею созданной художником работы.

Почему именно этих авторов он предлагал купить? Да потому, что эти художники не были коммерциализированы и, как свободные личности, писали не по заказу, а творили для души.

Это ни с чем не сравнимое удовольствие - владеть прекрасным, покупать картины художника. В покупках также была цель оказания материальной помощи. В. Окишов очень нуждался в деньгах, но с большой неохотой прода¬вал картины о жизни Агафьи Окишовой. Работы Г Дарее¬ва покупал у жены художника, чтобы помочь ей. Имеются планы по приобретению картин тех же авторов и других тоже. Это как посчитает основной идеолог В. С. Катков.

У меня с ним договор, что ни одна из картин собрания не будет продана за пределы Костромы, я завещаю это своим родным и близким. В планах передача всех картин музею и создание частной картинной галереи».

Свою первую  персональную  выставку в Костроме  Светлана Альба назвала «В движении», объединив в экспозиции серии графических работ, созданных за последнее время. В  сериях  монотипий  «Городские» (2013), «Военные» (2012),  «Зона» (2013), «Бытовуха» (2013) Светлана Альба ввляет  взаимосвязь приемов выражения с объектом выражения, предлагая свое понимание и тематическое и пластическое отображение действительности.  Также автор представляет серию плакатов «Я, ТЫ, ОН, ОНА» (2012), в которых  визуально использует стихи Б. Ахмадулиной, Р. Рождественского и А. Вознесенского. Выставка «В движении» дает увидеть не только результат художественных исканий автора, но и заметить,  Светлана Альба –  художник, уже уверенно определивший свои творческие позиции.

Вера Ефремовна Пестель занимает особенное место в ряду мастеров русского искусства 20 века, расширяя наше представление о культурном ландшафте и духовной атмосфере времени. В 1915 году сблизилась с художниками русского авангарда. Была членом общества «Супремус» (1916-1917), «Молодой Федерации Профессионального союза художников-живописцев Москвы» (1917-1918). Ее друзьями и единомышленниками были Казимир Малевич, Любовь Попова, Владимир Татлин, Надежда Удальцова. Немногие произведения художницы сохранились от этого периода, но они свидетельствуют о высоком уровне художественной культуры В. Пестель. В этот период художница увлекается формальными экспериментами. Однако, в отличие от многих в то время, Пестель не была внутренне убеждена в правильности пути, по которому шло авангардистское искусство. Об этом свидетельствуют ее дневники, где она все чаще мысленно обращается к "старым мастерам", вспоминает Рембрандта. В 1918 году Пестель отходит от "левого" искусства и возвращается к предметной живописи.

Неповторимая творческая манера художницы сложилась в 20-е годы, когда она работала с художниками, назвавшими свою группу по имени холма, на котором стоит Троице - Сергиева Лавра -  «Маковец». Идеологом и лидером был живописец и график Василий Чекрыгин. Работы именно этого периода творчества В.Е. Пестель попали в Ярославский художественный музей и  из них 37 работ представлены на выставке «Путь живописи». Во всех произведениях времен «Маковца» Пестель с подкупающей искренностью и теплотой показывала зрителям самых близких людей («Автопортрет», 1923, «Портрет матери», 1924, «Портрет сына», 1924, «Девочка в голубом», 1924). В них ясно чувствуется важность этического аспекта искусства для художницы и стремление утвердить его моральную значимость.

Во второй половине 1920-х годов «Маковец» прекратил свое существование. Вера Пестель и Лев Жегин организовали группу «Путь живописи».

Творческая манера Веры Ефремовны совершенствуется, рисунок становится свободнее, образы – сложнее, в них выявляется то, что идет от непосредственного впечатления, но остаются созерцательность, мягкость, общая лирическая трактовка образа («За чтением», 1028, «Читающая девочка», 1929, «Бабушка и внучка», 1937). Эти черты сохраняются и в картинах позднего периода («Портрет матери», 1938, «Приготовление хлеба», 1948-1949). Здесь еще раз выступило важнейшее качество искусства Пестель – умение поэтизировать самые простые, повседневные проявления жизни людей. Художница делает это без тени пафоса, с удивительной теплотой и интимностью.

После закрытия всех творческих организаций в 1932 году в созданный союз художников Вера Ефремовна не вступила. Она поняла, что государство пытается найти способ руководить художником, и неизбежно уничтожит его творческую свободу. Оставшись вне Союза, Пестель лишилась возможности выставлять свои работы. Ее имя многие десятилетия было забыто.

Открытие творчества Веры Пестель для современного зрителя произошло в 1973 году после вечера ее памяти и выставки, которые состоялись в Доме художника в Москве. Это событие произошло по инициативе ученика В. Пестель московского художника Вячеслава Павлова. После выставки Третьяковская галерея, Государственный Русский музей и Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина приобрели целый ряд картин и рисунков художницы.

 

 

Свою первую персональную выставку  костромской художник Валерий Ухарцев  лаконично назвал «Между прочим», самоирония, присущая автору, проявляется и в его комментарии  от третьего лица к своей биографии: « Древний город Кострома позволил не только родиться 14 января 1966, но и получить среднее образование, закончить в 1990 году художественно-графический факультет КГПИ им. Некрасова. И ,между прочим , отслужить в СА. Все это и многое другое расположило нашего героя не покидать родного города. Здесь он женился, воспитал сыновей, строил заводы, поднимал разрушенное развитой «перестройкой народное хозяйство, просто зарабатывал.

Начиная с 1998 ушел из бизнеса и по сей день пытается быть хорошим русским художником, занимается живописью, графикой, художественной обработкой металлов, дизайном интерьера и ландшафта.

Плоды его стараний можно найти в лучших домах Костромы, Калуги, Ярославля, Иванова, Москвы, Санкт- Петербурга, а также в Финляндии, Великобритании, Испании, Германии».

На выставке с необычным названием      «Арт-компот» представлены живописные, графические и декоративно-прикладные работы, фотографии, выполненные студентами и преподавателями секции «Дизайн» кафедры Технологии и материаловедения швейного производства Технологического факультета Костромского государственного технологического университета.

Студенты в процессе обучения специализируются по двум направлениям: «Дизайн костюма» и «Графический дизайн». Если дизайн костюма преподается на кафедре уже более десяти лет, то графический дизайн является новой специализацией. Представленные работы выполнены в различных техниках на занятиях по художественным и специальным дисциплинам: «Живопись», «Рисунок», «Выполнение в материале», «Фотографика», «Пропедевтика», «Компьютерные технологии», а также во время прохождения художественных практик.

Особенностью преподавания на кафедре является не только изучение академических дисциплин, но и развитие творческих способностей студентов. Учащиеся успешно участвуют во всероссийских и международных конкурсах. Костромская школа дизайна костюма становится известна и узнаваема.  Выпускники кафедры работают во многих городах России, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. В этом году две выпускницы были приняты на работу в Дом моды «Слава Зайцев». Первый выпуск студентов-графиков состоится только в следующем году, но почти все ребята уже задействованы костромскими  рекламными агентствами и дизайнерскими бюро. Такая востребованность объясняется широтой взглядов и профессиональных интересов учащихся. Многие выпускники при желании могут работать практически в любой области дизайна.

Большинство представленных на выставке арт-объектов имеет свою специфику. Они ориентированы на человека, на создание особой эстетической среды. Однако дизайнерская вещь должна быть не только красива, но полезна и функциональна. Именно в умении через функциональность и конструктивность найти красоту и состоит особенность дизайнерского видения художественного мира.

Зрители могут увидеть на выставке не только студенческие работы, но и творческие работы преподавателей, занимающихся как преподавательской деятельностью, так и реальным художественным творчеством.  Многие из них входят в «Творческий союз дизайнеров», «Союз архитекторов России», «Союз художников России».

rumianzev

Творчество костромского художника Сергея Сергеевича Румянцева масштабно представлено в экспозиции трех залов муниципальной художественной галереи  на ретроспективной выставке «Я говорю с тобою, русская земля!». Эта выставка приурочена к 85-летию   Заслуженного художника России.
Мастер лирического пейзажа, Сергей Сергеевич Румянцев родился в 1928 году в деревне Завражье Парфеньевского района Костромской области, а  в 1959 году окончил Государственный заочный народный университет искусств им. Н.К. Крупской.
Природный талант художника, любовь к своей малой родине, укорененность и  связь с родной землей – залог того, что  каждый пейзаж не фиксирование «фотографическое», а  философское отношение - проекция внутреннего мира мастера.
Природа на его холстах преображена эмоциональностью, открытым  темпераментом Художника - так возникает «пламенеющая готика живописи». Творчество Сергея Румянцева  есть «живая жизнь настоящего искусства, неиссякаемая живая сила русского крестьянского мировоззрения».

Открытие выставки 9 сентября в 16.00.

Страница 10 из 13