Выставки

Свою первую  персональную  выставку в Костроме  Светлана Альба назвала «В движении», объединив в экспозиции серии графических работ, созданных за последнее время. В  сериях  монотипий  «Городские» (2013), «Военные» (2012),  «Зона» (2013), «Бытовуха» (2013) Светлана Альба ввляет  взаимосвязь приемов выражения с объектом выражения, предлагая свое понимание и тематическое и пластическое отображение действительности.  Также автор представляет серию плакатов «Я, ТЫ, ОН, ОНА» (2012), в которых  визуально использует стихи Б. Ахмадулиной, Р. Рождественского и А. Вознесенского. Выставка «В движении» дает увидеть не только результат художественных исканий автора, но и заметить,  Светлана Альба –  художник, уже уверенно определивший свои творческие позиции.

Вера Ефремовна Пестель занимает особенное место в ряду мастеров русского искусства 20 века, расширяя наше представление о культурном ландшафте и духовной атмосфере времени. В 1915 году сблизилась с художниками русского авангарда. Была членом общества «Супремус» (1916-1917), «Молодой Федерации Профессионального союза художников-живописцев Москвы» (1917-1918). Ее друзьями и единомышленниками были Казимир Малевич, Любовь Попова, Владимир Татлин, Надежда Удальцова. Немногие произведения художницы сохранились от этого периода, но они свидетельствуют о высоком уровне художественной культуры В. Пестель. В этот период художница увлекается формальными экспериментами. Однако, в отличие от многих в то время, Пестель не была внутренне убеждена в правильности пути, по которому шло авангардистское искусство. Об этом свидетельствуют ее дневники, где она все чаще мысленно обращается к "старым мастерам", вспоминает Рембрандта. В 1918 году Пестель отходит от "левого" искусства и возвращается к предметной живописи.

Неповторимая творческая манера художницы сложилась в 20-е годы, когда она работала с художниками, назвавшими свою группу по имени холма, на котором стоит Троице - Сергиева Лавра -  «Маковец». Идеологом и лидером был живописец и график Василий Чекрыгин. Работы именно этого периода творчества В.Е. Пестель попали в Ярославский художественный музей и  из них 37 работ представлены на выставке «Путь живописи». Во всех произведениях времен «Маковца» Пестель с подкупающей искренностью и теплотой показывала зрителям самых близких людей («Автопортрет», 1923, «Портрет матери», 1924, «Портрет сына», 1924, «Девочка в голубом», 1924). В них ясно чувствуется важность этического аспекта искусства для художницы и стремление утвердить его моральную значимость.

Во второй половине 1920-х годов «Маковец» прекратил свое существование. Вера Пестель и Лев Жегин организовали группу «Путь живописи».

Творческая манера Веры Ефремовны совершенствуется, рисунок становится свободнее, образы – сложнее, в них выявляется то, что идет от непосредственного впечатления, но остаются созерцательность, мягкость, общая лирическая трактовка образа («За чтением», 1028, «Читающая девочка», 1929, «Бабушка и внучка», 1937). Эти черты сохраняются и в картинах позднего периода («Портрет матери», 1938, «Приготовление хлеба», 1948-1949). Здесь еще раз выступило важнейшее качество искусства Пестель – умение поэтизировать самые простые, повседневные проявления жизни людей. Художница делает это без тени пафоса, с удивительной теплотой и интимностью.

После закрытия всех творческих организаций в 1932 году в созданный союз художников Вера Ефремовна не вступила. Она поняла, что государство пытается найти способ руководить художником, и неизбежно уничтожит его творческую свободу. Оставшись вне Союза, Пестель лишилась возможности выставлять свои работы. Ее имя многие десятилетия было забыто.

Открытие творчества Веры Пестель для современного зрителя произошло в 1973 году после вечера ее памяти и выставки, которые состоялись в Доме художника в Москве. Это событие произошло по инициативе ученика В. Пестель московского художника Вячеслава Павлова. После выставки Третьяковская галерея, Государственный Русский музей и Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина приобрели целый ряд картин и рисунков художницы.

 

 

Свою первую персональную выставку  костромской художник Валерий Ухарцев  лаконично назвал «Между прочим», самоирония, присущая автору, проявляется и в его комментарии  от третьего лица к своей биографии: « Древний город Кострома позволил не только родиться 14 января 1966, но и получить среднее образование, закончить в 1990 году художественно-графический факультет КГПИ им. Некрасова. И ,между прочим , отслужить в СА. Все это и многое другое расположило нашего героя не покидать родного города. Здесь он женился, воспитал сыновей, строил заводы, поднимал разрушенное развитой «перестройкой народное хозяйство, просто зарабатывал.

Начиная с 1998 ушел из бизнеса и по сей день пытается быть хорошим русским художником, занимается живописью, графикой, художественной обработкой металлов, дизайном интерьера и ландшафта.

Плоды его стараний можно найти в лучших домах Костромы, Калуги, Ярославля, Иванова, Москвы, Санкт- Петербурга, а также в Финляндии, Великобритании, Испании, Германии».

На выставке с необычным названием      «Арт-компот» представлены живописные, графические и декоративно-прикладные работы, фотографии, выполненные студентами и преподавателями секции «Дизайн» кафедры Технологии и материаловедения швейного производства Технологического факультета Костромского государственного технологического университета.

Студенты в процессе обучения специализируются по двум направлениям: «Дизайн костюма» и «Графический дизайн». Если дизайн костюма преподается на кафедре уже более десяти лет, то графический дизайн является новой специализацией. Представленные работы выполнены в различных техниках на занятиях по художественным и специальным дисциплинам: «Живопись», «Рисунок», «Выполнение в материале», «Фотографика», «Пропедевтика», «Компьютерные технологии», а также во время прохождения художественных практик.

Особенностью преподавания на кафедре является не только изучение академических дисциплин, но и развитие творческих способностей студентов. Учащиеся успешно участвуют во всероссийских и международных конкурсах. Костромская школа дизайна костюма становится известна и узнаваема.  Выпускники кафедры работают во многих городах России, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. В этом году две выпускницы были приняты на работу в Дом моды «Слава Зайцев». Первый выпуск студентов-графиков состоится только в следующем году, но почти все ребята уже задействованы костромскими  рекламными агентствами и дизайнерскими бюро. Такая востребованность объясняется широтой взглядов и профессиональных интересов учащихся. Многие выпускники при желании могут работать практически в любой области дизайна.

Большинство представленных на выставке арт-объектов имеет свою специфику. Они ориентированы на человека, на создание особой эстетической среды. Однако дизайнерская вещь должна быть не только красива, но полезна и функциональна. Именно в умении через функциональность и конструктивность найти красоту и состоит особенность дизайнерского видения художественного мира.

Зрители могут увидеть на выставке не только студенческие работы, но и творческие работы преподавателей, занимающихся как преподавательской деятельностью, так и реальным художественным творчеством.  Многие из них входят в «Творческий союз дизайнеров», «Союз архитекторов России», «Союз художников России».

rumianzev

Творчество костромского художника Сергея Сергеевича Румянцева масштабно представлено в экспозиции трех залов муниципальной художественной галереи  на ретроспективной выставке «Я говорю с тобою, русская земля!». Эта выставка приурочена к 85-летию   Заслуженного художника России.
Мастер лирического пейзажа, Сергей Сергеевич Румянцев родился в 1928 году в деревне Завражье Парфеньевского района Костромской области, а  в 1959 году окончил Государственный заочный народный университет искусств им. Н.К. Крупской.
Природный талант художника, любовь к своей малой родине, укорененность и  связь с родной землей – залог того, что  каждый пейзаж не фиксирование «фотографическое», а  философское отношение - проекция внутреннего мира мастера.
Природа на его холстах преображена эмоциональностью, открытым  темпераментом Художника - так возникает «пламенеющая готика живописи». Творчество Сергея Румянцева  есть «живая жизнь настоящего искусства, неиссякаемая живая сила русского крестьянского мировоззрения».

Открытие выставки 9 сентября в 16.00.

shuvalov 2Творческое наследие легендарного костромского художника Николая Васильевича Шувалова (1929-1984) велико – оно насчитывает более 1000 произведений, которые нашли свое место в музейных и частных коллекциях.
Экспозицию выставки «Форма свободы» составили произведения, которые находятся в коллекции Бориса Константиновича Коробова, - это более 30 живописных и 70 графических работ Николая Шувалова, позволяющих  проследить творческий путь художника. В искусстве Н.В. Шувалова сложился своеобразный романтический истоком его является полифункциональная природа его творчества. Отдельные темы, подобно музыкальным лейтмотивам, проходят через всю жизнь, разрабатываясь последовательно, с разных граней, от картины к картине.  Работы концах 50-х - начала 60-х гг. – это натюрморты с керамикой, маски, портреты индианок, когда художник уделял особое внимание декоративной ценности живописной поверхности и аналитичности композиции  Живопись Шувалова второй  половины  60-х гг.  приобретает некоторую жесткость формы (техника темперы требует большей ясности, строгости, моделировка достигается штриховкой или оттенками тона) и активные звучные цвета. В «Портрете матери» (1965) желто-лимонный фон, проработанный фактурно, вызывает эффект искусственного свечения и ощущение ирреальности происходящего, проявляет трагичность и психологическую убедительность образа. Культура Востока, Индия с ее философией - это отдельная большая тема творчества художника в 1970-е гг.; богатое разнообразие колористических решений говорит о настойчивых поисках Шуваловым новых средств и возможностей психологического углубления образа. По мере того, как социальное становится основным содержанием картин, меняется язык, темнеет колорит. На выставке есть работа, демонстрируемая  впервые – «Сотворение мира» (предположительно, начало 1980-х) создано в тот же период, когда Шувалов работает над циклом «Невесомость». Материал, так же дающий представление о творческой лаборатории, -  это фотографии, и дневниковые записи художника. Способ передачи фактуры, большая лаконичность цвета, плоскостность формы, декоративность для Николая Шувалова инструменты воплощения  своего замысла.
Выставка «Форма свободы» - дань памяти выдающемуся Мастеру и  событие в художественной жизни Костромы.


виноградоваНадежда Алексеевна Виноградова окончила художественно-графический факультет Костромского государственного института им. Н. А.Некрасова в 1985 году. В дальнейшем своими учителями Надежда Алексеевна считает, прежде всего, своего отца  - художника Алексея Виноградова, с которым  вместе  работали на пленере: писали общие мотивы в Новгороде, Ростове, Борисоглебске, Вологде, в Костромской области  и архитектурные зарисовки в  монастырях. Надежда Виноградова также занималась у художника Михаила Сергеевича Колесова, с которым дружила и общалась, он давал книги для чтения по искусству и альбомы художников. В экспонируемых на выставке пейзажах и натюрмортах 2010 – 2013 гг. Надежда Алексеевна освоила и использовала художественные традиции и приемы самых разных направлений: от малых голландцев, Пуссена до творческих экспериментов Кончаловского и Машкова.  Первая персональная выставка живописи  Надежды Виноградовой в муниципальной художественной галерее, по словам автора,  - это желание подвести итог художественных и изобразительных исканий, прежде чем «полностью изменить манеру».

виноградов

Костромское региональное отделение Творческого союза художников России (ТСХР) – Костромская областная общественная организация «Творческий союз художников»  является одним из самых молодых в ТСХР.
Созданное сравнительно недавно, в 2005 году, Отделение стало заметной структурой среди организаций, объединяющих деятелей различных видов искусств. В Отделении состоит 35 художников, из них три заслуженных художников России, один член-корреспондент Российской Академии Художеств (РАХ), трое награждены Золотой медалью ТСХР, четверо – Серебряной медалью ТСХР, один – Бронзовой медалью ТСХР,  двенадцать - Дипломами ТСХР, один – Золотой медалью ВВЦ.  Члены Отделения активно участвуют в общественной жизни области, работают в таких коллегиальных органах, как Совет по культуре и искусству, Экспертный совет, Издательский совет, Совет по национальной политике Администрации области, Общественная плата Костромы и др., участвуют в художественном обучении детей, проводят мастер-классы в районных школах искусств.

Выставка «Возвращение» знакомит с произведениями замечательного художника Алексея Александровича Тихонова (1944 – 1979). Несмотря на ранний уход из жизни в возрасте 35 лет, он оставил заметный вклад в российском искусстве 1970-х годов. Творческая судьба художника связана с Костромой, а точнее с худграфом Костромского пединститута, где он учился в 1966 - 1970 гг. Среди его педагогов – Ф.Я.Кораблев, В.С Уколов, сыгравшие большую роль в его становлении, как личности и художника. По воспоминаниям друзей он был художником по призванию и обладал одной из ярчайших творческих способностей – даром композиции. Во время учебы в Костроме потихоновявились первые работы, позволившие говорить о рождении художника, умеющего самостоятельно мыслить. После окончания института художник стремительно рос профессионально, преподавал, часто ездил в творческие командировки, участвовал в крупных российских выставках, получал заслуженные награды. В 1975 году он стал членом СХ СССР, а в 1976 был принят в Творческую мастерскую живописи Академии художеств СССР. Руководители мастерской народные художники СССР А.П. и С.П.Ткачевы ценили твердость и мужество молодого художника, его упорство в достижении цели, отмечали, что у него были свои «тихоновские» темы, свои образные решения.

Живописные и графические работы из коллекции семьи, представленные на выставке, позволяют заглянуть в творческую мастерскую художника. В портретах современников, автопортретах, жанровых картинах нашла отражение, ставшая уже историей эпоха 1970-х годов, с характерным для молодежи того времени острым интересом к жизни, стремлением понять ее, философски осмыслить, найти в ней свое место.


пестеревАлександр Пестерев, художник из Тотьмы (Вологодская обл.) уже во второй раз стал гостем муниципальной художественной галереи. Художник давно, с глубоким интересом исследователя относится к культуре древних цивилизаций, искусству ушедших эпох, изучая и переосмысливая их художественные традиции. Сегодняшнее творческое «исследование» автора географически простирается с Востока на Север.
В новой серии «Северные цикады» художник соединяет противоположности (культуры и традиции), отмечая для себя необходимые точки их соприкосновения.
Каждый лист несет в себе некую опосредованную чувствами автора модель мира, построенную на его взаимоотношении со временем. Акварели художника отличаются простотой и незамысловатостью мотивов (порой полным их отсутствием). Рисунок притягивает внимание, настаивая на сосредоточенном созерцании видимого или рожденного фантазией образа. Рисунки отличаются строгой, изысканной красотой, гармоничной целесообразностью представленного мира. А лирико-поэтическая окраска образа усиливает его смысловое начало, передавая ощущение радостного проживания человека на земле, его восторга перед жизнью…
Неслучайно в названии серии рисунков фигурируют цикады – поэтические образы-символы японской культуры. С ее образом связана идея постоянного обновления.
Новая серия А.Пестерева направляет нашу память к искусству древних японских художников, работающих в стиле Дзен и северному русскому фольклору.
Органично соединились с рисунками художника стихи поэта Леты Югай. Трехстишья рядом с графикой художника – отсылка к восточным жанрам, создаваемым совместно художником и поэтом.
Лета Югай считает: «Чужая культура непереводима. Но она может вызвать ответную реакцию, рождение нового, своего. С моей стороны это следование не столько форме хайку, сколько общим принципам. Принципам, подсмотренным и услышанным из воздуха современности, который вбирает в себя и восточные. И северные «истины», многократно отражая и перемешивая их. Один из таких принципов – созерцание. Нежность к тому, что вокруг. Другой принцип – минимализм. Действий и слов. Третий – символизм и мерцание смыслов. Множество прочтений».

Страница 9 из 11