23.05-21.06.2015. Вячеслав Павлов, Алла Шмакова. "Уроки истории. Наполеон. Сталинград"

Выставка «Уроки истории. Наполеон. Сталинград» знакомит с творчеством известных московских мастеров Вячеслава Павлова и Аллы Шмаковой. Их творчество дает пример тесного взаимодействия различных видов искусств, взаимного обмена идеями.

Вячеслав Павлов (1934-2013) – заслуженный художник России, член корреспондент Академии художеств России, признанный мастер офорта, внесший огромный вклад в искусство российской графики. Работы художника находятся в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и других музеев страны и за рубежом.

Алла Шмакова - народный художник России, член-корреспондент Российской Академии художеств, успешно работает в сфере декоративного текстиля.

Выставка знакомит с двумя большими серьезными работами В.И.Павлова, объединенными темой войны. Это серия офортов «Сталинград», созданная в середине 1970-х годов и серия литографий «Наполеон» (2001-2003). Художник предлагает неповторимые по своей оригинальности и метафоричности трактовки событий, ставших краеугольными в понимании вех всемирной истории. По словам Игоря Светлова «в графические листы  Вячеслава Павлова нужно вновь и вновь всматриваться – они сложны по теме, изящны и экстравагантны  по пластике, <…> ошеломляют своей энергией, неожиданностью творческой интриги».

В серии «Сталинград», как писал сам автор, «натюрморты из рваных снарядов и касок соединились с кино-фото впечатлениями в единую жестокую метель, невиданную в советском изобразительном искусстве».

Основная тема серии «Наполеон» - опровергнутый историей авантюризм Наполеона, его отчужденность от русской жизни. По слова художника, «каждое явление, <…>  сам император Наполеон, измученный снежными блужданиями, образует тот французский театр в русских снегах, где актеры суетятся, но вся эта суета бесперспективна и окрашена одиночеством великого человека, обреченного на гибель всех своих усилий».

Экспозицию работ серии «Наполеон» органично дополняют произведения А.Шмаковой. Сюжетный мотив,  предложенный В.Павловым, перерастает у нее в монументальное произведения декоративно-прикладного искусства – гобелены «Зачем я шел к тебе, Россия» (2004), «Бородинское знамя» (2009).

 

7.05.-17.05.Игорь Сапов. "От Победы до самых до окраин". фотолетопись

Костромская областная газета «Северная правда»,

Борис Коробов и муниципальная художественная галерея

к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

представляют:

фотовыставку «От Победы до самых до окраин...»

Фотолетопись Костромской области середины и конца XX века — в эти несколько слов уместилась вся жизнь и более полувека работы фотокорреспондента «Северной правды»,

фронтовика Игоря Сапова (1924-2002).

Экспонаты предоставлены из архива семьи Игоря Сапова.

Игорь Михайлович, уверены знавшие его, был счастливым человеком: главная, еще с детства, страсть стала любимой работой. Мальчик из маленького городка Гаврилов Ям Ярославской области, фотографией занялся в школьном фотокружке. Кстати, этот кружок после девятого класса он уже вел сам.

Окончить десятилетку помешала война. Его отправили в пулеметно-минометное училище. Но доучиться не дали: перевели в парашютно-десантный полк, который понес большие потери. Так 17-летний пулеметчик Игорь Сапов в 1942-м оказался на фронте.

Он прошел всю войну. Среди многочисленных наград — орден Красной Звезды, орден Отечественной войны II степени, медали «За отвагу» и «За взятие Вены».

Но даже на фронте, уже освобождая Чехословакию, сержант Сапов не забывал о фотографии. Благодаря велосипеду с динамо-машиной по ночам печатал снимки бойцов, которые те отправляли домой, родным.

Демобилизовался он в 1947-м. Вскоре переехал в Кострому, и тут же снимки Игоря Сапова стали появляться на страницах газеты «Северная правда». С 1959-го он официально фотокорреспондент «Северянки».

В газете Игорь Сапов проработал сорок лет, объездив с фотоаппаратом буквально все города и веси нашей области, и запечатлев для истории и простых комбайнеров, и первых лиц региона и страны . Костромская область и стала главной героиней выставки «От Победы до самых до окраин...».

Игорь Михайлович очень хотел сделать персональную выставку, для чего сам отобрал и напечатал фотографии. При жизни не получилось. Именно эти работы, а их более 100, представлены в муниципальной художественной галерее. На фото - много улыбающихся лиц: счастливый человек притягивал счастливых героев фотоочерков.

За дополнительной информацией вы можете обратиться по тел.:  8 (4942)47-00-21 (Шеф-редактор «Северной правды» Шикалова Елена Александровна)

 

ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ИНТЕР РАО (Костромская ГРЭС)

 

29.04-24.05.2015. Евгений Треаль «36 кадров». Фотовыставка

Евгений Трейаль родился 21 апреля 1967 г в г. Костроме, в семье учителей. Как и для многих мальчишек в то время, фотоаппарат был заветной мечтой. И вот в 8-м классе родители подарили ему первый « ВилияАвто». Тогда это была скорее модная возможность ощутить себя взрослым, чем истинная страсть. Затем в 1985-87 годах  - армия, ракетные войска - не поснимаешь.

После армии - первая зеркальная камера, «Зенит-е», вот тогда уже снимал все подряд, боясь упустить тот самый «волшебный момент». Архивы фото тех времен до сих пор будоражат память родственников и друзей (конечно, тех, кто допускается к сей священной реликвии)

Но в 1990-х годах юношеский запал фотографа временно угас, уступив место обыденной необходимости зарабатывать на  жизнь. Только спустя несколько лет, с появлением свободного времени и, конечно же, первой цифровой камеры -  НИКОН Д40  возникла неудержимая тяга к самовыражению через фотографию. Тяга прошла быстро, а камера осталась. Хотелось просто путешествовать и снова как когда-то снимать все подряд (ведь камера-то осталась). Вдохновение вернулось внезапно и  уже как хроническое заболевание. Тогда сами странствия по миру превратились в неплохую возможность поснимать.

Евгений Трейаль участвовал в групповых и тематических выставках, в различных фотоконкурсах становился финалистом, публиковался в журналах. Как и многие художники, он не ищет славы, ведь фотография для Евгения - не способ заработка, а единственное, что дает ощущение полета, делает его свободным и не позволяет душе черстветь.

Татьяна Трейаль

 

23.04.-30.04.2015. "ИСТОРИЯ НЕ ПРОЩАЕТ ЗАБВЕНИЯ"

24 апреля 2015 года всё человечество отметит столетие одного из самых страшных событий 20 века – геноцида армян в османской Турции. Трагическое это событие, когда в течение короткого отрезка времени были уничтожены более полутора миллионов человек только за то, что армяне всегда тяготели к России, не имеет аналогов по масштабам злодеяния. Цинично не признающие самого факта геноцида, правители Турции стали предтечами появления фашистов, их  людоедской идеологии.

В связи с трагической датой Армянская национально-культурная автономия города Костромы подготовила своеобразный урок истории о полузабытых ее страницах. Эта выставка обращена, в первую очередь, к молодёжи. Подробный рассказ о страшных событиях начала века дополнит всё, что мы знаем о Первой мировой войне, будет актуальной и в связи с сегодняшними попытками в Прибалтике, на Украине, в других странах возрождения фашизма.

Выставка хорошо оснащена документальными материалами. I

 

27.03-19.04.2015. Павел Беляев. "Оттенки дня". Живопись

Павел Беляев принадлежит к поколению художников, чье становление пришлось на середину 1980-х гг. – десятилетие, вторая половина которого стала периодом прорыва через многолетнее идеологическое давление к свободе духа и творчества. Первые появления его работ на арт-сцене связаны с молодежными выставками-экспериментами (1987, 1988), когда молодая генерация костромских художников впервые дерзнула «заговорить»  на языке цвета, пластики, свободного формотворчества. В дальнейшем художник вместе со своими друзьями-единомышленниками принимает участие в выставках, ставших значительными событиями в культурной жизни Костромы  - групповая выставка в селе Красное на Волге (1986), «Синтез» (1989), «Поиск и эксперимент. 1960-1990-е гг.» (1994), «Синтез’99» (1999) и др.

Творческая судьба художника связана с муниципальной художественной галереей г. Костромы, в чьих проектах он принимает участие, как на площадке галереи, так и в других городах и за рубежом. В галереи прошли его персональные выставки, которые пользовались неизменным успехом  – 1999 г., 2007 («В поле покоя поверхности»), 2011 («Возле белого»). С 2008 года творчество П.Беляева оказалось в поле зрения музея современного искусства Эрарта (С-Петербург), который приобрел картины художника в свою коллекцию. В настоящее время произведения  П.Беляева представлены в постоянной экспозиции музея, выставляются в филиалах музея Эрарта в Нью-Йорке, Лондоне.

Павел Беляев – художник удивительно цельный, глубокий, обладающий развитой интуицией, редким даром некоего мистического чувствования мироздания. В основе его пластического мышления – стремление к максимальному обобщению, вырастающему до символа. В своей полуабстрактной живописи художник опираясь на натурные впечатления, на природные формы и цвета, создает свое неповторимое эстетическое пространство, превращая живописную поверхность во вместилище сложных понятий и тончайших ощущений. Его работы притягивают, вовлекают в пространство, полное покоя, умиротворения, изысканных цветовых гармоний – утонченных и благородных.

Экспозиция выставки «Оттенки дня» (более 80 работ) знакомит с новыми произведениями автора, созданными за последние  четыре года. В них художник продолжает свои пластические исследования, сопоставляя реальный мир природы с ландшафтом своего внутреннего состояния. Отталкиваясь от природного мотива, он отказывается от деталей, подробностей, выявляя главное, существенное, превращая объекты внимания (будь то дерево, куст, прогалина снега, дом) в символы, знаки Макрокосма – многослойного, многомерного, бесконечного.

В целом ряде работ варьируется мотив «окна», как прорыва в другое пространство, дающего возможность сопоставления разных миров – малого и большого, ближнего и дальнего. Это может быть прорыв неких покровов к свету реального мира или выход в иносферу, живущую по законам иного порядка, где непрерывно происходят трансформации материй, структур, энергий.

Значительное место в творчестве занимают композиции, где появляются мистические образы, линеарные абрисы и силуэты которых подобны сотканным из ощущений видениям, возникающим в глубинах сознания. Их облик неизменно отсылает к духовным истокам – образам древних икон.

Образы П.Беляева магически привлекательны и не поддаются словесным интерпретациям, а постигаются лишь путем сосредоточенного созерцания, установления собственных духовных контактов.

Вера Прямикова

 

 


Страница 10 из 21