25.11-20.12.2015. Марина Михеева. Лучше гор могут быть только горы. Акварель

Горы – символ духовного восхождения,

приближения к красоте, к добру.

Николай Рерих

 

Выставка «Лучше гор могут быть только горы»  включает 30 акварелей, созданных художницей по впечатлениям от путешествий в Египет, Турцию, Францию, и посвящена Владимиру Высоцкому. Не только потому, что название выставки - строка из песни поэта, а потому что Марина Николаевна сама пишет стихи, они наряду с живописью помогают ей выразить отношение к миру. Во-вторых, песни В.Высоцкого из фильма «Вертикаль» передают то влечение к горным вершинам, которое испытала сама Марина Николаевна.

М.Н.Михеева не альпинистка, пишет не с натуры, а по памяти и по впечатлениям. В ее работах соединились любовь к горам и мастерство акварелиста. Посетитель из промозглой ноябрьской улицы попадает в удивительный мир горных вершин, покрытых белоснежными шапками снега, освещенных закатными лучами солнца или спрятавшихся за облаками. Прозрачность и трепетность акварели загадочным образом передают немного разряженный горный воздух, изменчивость освещения.

Живопись акварелью, благодаря своей доступности и большому количеству технических приёмов, позволяющих наиболее полно раскрыть художественный замысел, привлекает многих современных художников. Но, надо сказать, что, не смотря на доступность и кажущуюся простоту технического исполнения, акварель –  очень сложная техника, и далеко не каждому удаётся овладеть ею в полной мере.  Эта трудность состоит в том, что акварель не переносит исправлений и переделок,  от которых нарушается верхний слой бумаги.   От художника требуется большая сосредоточенность, совершенно ясное представление о том, что он хочет и как он должен исполнить задуманное. За легкостью акварельных работ стоит большой труд - для каждого мотива М.Н.Михеева делает массу этюдов, пока не добьется именно того ощущения, которое хочет передать зрителю.  Не случайно говорят, что акварелью может работать каждый художник, но не каждый художник может создать акварель. М.Н.Михеева создает акварели, энергетика ее работ уже завоевала сердца многих зрителей, которые после посещения выставки вспомнят стихи В.Высоцкого:

В суету городов и в потоки машин

Возвращаемся мы - просто некуда деться!

И спускаемся вниз с покорённых вершин,

Оставляя в горах, оставляя в горах своё сердце.

 

21.11-13.12.2015. Олег Шелков. В поисках гармонии. Живопись, графика

Выставка «В поисках гармонии» посвящена 85-летию со дня рождения костромского художника Олега Дмитриевича Шелкова. Представлены работы из собрания семьи художника - живопись, графика разных лет. Одним из лучших произведений раннего периода является «Портрет мамы»(1960). Написан он в сдержанной цветовой гамме, в этюдной манере, живо и непринужденно. Искусствоведы не раз отмечали его художественные достоинства.

Однако жизнь Олега Дмитриевича сложилась таким образом, что большую часть своего времени он вынужден  был посвятить работе в Художественном фонде, на свободное творчество времени оставалось мало, и только выйдя на пенсию в 1990 году, он обрел долгожданную свободу.  К каким высотам, в какие далекие миры устремилась душа его, не скованная никакими догмами и канонами! В его творчестве появляются развернутые серии: «Библейская», «Мифы Древней Греции», серия работ, посвященная музыке, музыкантам и др. Экспонируемые работы из «Библейской серии»: «Тайная вечеря»(1994) и «Кирилл и Мефодий» (1998) были участниками Всероссийской  художественной выставки  «Возрождение», посвященной 2000-летию Христианства, состоявшейся сначала в Москве, а затем в Костроме в 1999 году. «Тайная вечеря»  была репродуцирована в каталоге, посвященном выставке. В этом удивительном произведении подкупает тонко сгармонированная теплая, коричневых тонов  гамма. Фигуры апостолов вокруг стола, Иисус Христос – в центре, с едва заметным  нимбом над главой – все так просто, что, кажется, происходило вчера. И в этом особенный,  проникновенный  подход к изображению Великого события. Другие произведения из этой серии так же отличаются свободой в трактовке тем и образов. Они интересны, прежде всего, живописными исканиями. Вот Дева Мария  в сопровождении  Иосифа отправляется на ослике в Египет («Бегство в Египет»,1991). Палитра здесь более светлая и многоцветная. У Шелкова утверждается свой особенный стиль письма – плотные, короткие  мазки художник накладывает  друг на друга так, что  просвечивая, они  создают  эффект мерцания, ощущение игры цвета и света.  Мелкий рельеф,  из которого как бы соткана композиция,  привносит в произведение уютную декоративность. В такой же манере решена   серия работ «Мифы Древней Греции» (1998-2003). Они камерны и возвышенны одновременно.

Этим отличаются и другие произведения Шелкова. Он предпочитал средний формат,  добиваясь в пределах его емкости создаваемого образа. Вот перед нами «Северные просторы» (2003) - работа, ставшая лейтмотивом сегодняшней выставки. Тема проселочной дороги вошла в русское искусство со времен передвижничества.  Это и образ России с вечным бездорожьем,  и раздумье о судьбе ее, а, может быть,  это дорога «дождями размытая», которую проходит  каждый из нас?  Опираясь на натурные впечатления, автор стремится в некоторых произведениях  к обобщенности и даже сочиненности, что позволяет  ярче выразить художнику свою идею.   Будучи романтиком в душе, он видит мир преображенным.  И Шаговский пруд  уже не кажется нам таким знакомым. И фрукты в белой вазе и цветы у Шелкова -   особенные.  Они только его. И к этому удивительному, роскошному  миру фантазии  художника  мы имеем  возможность прикоснуться.

Куратор выставки Варкова Л.В.

 

24.10 – 15.11.2015. АЛЕКСАНДР СЕРОБАБА . «ПРОЗРАЧНЫЙ МИР». Акварель

1957    Родился в г. Мариуполе Донецкой области.

1981   Окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и

архитектуры  им. И.Е. Репина Академии художеств СССР

по специальности “ архитектор - художник ”.

Член Союза архитекторов России с 1986 года.

Председатель Костромской организации Союза архитекторов России

с 2003 года.

Профессор. Почетный архитектор России.

 

ОСНОВНЫЕ ВЫСТАВКИ

1987  выставка произведений молодых художников Костромы

(Музей изобразительных искусств

2015 - выставка творческих работ архитекторов - членов Союза

архитекторов России

(выставочный зал Союза художников России)

Имя архитектора Александра Серобабы  известно костромичам и профессиональному сообществу. Свою трудовую и творческую деятельность он начал в институте “Костромагражданпроект” в 1981 году. Годы работы в институте явились периодом становления Александра Серобабы как архитектора и руководителя творческого коллектива проектировщиков. С участием Александра Ильича и под его руководством разработан проектов жилых и общественных зданий для сельских населенных пунктов и поселка Костромской атомной электростанции. Наиболее значимыми объектами этого периода являются проекты центров пос. Сухоногово, с. Матвеево Парфеньевского района, пос. Боровиково и других городов Костромской области.

 

16.10-15.11.2015. УМАКАКУМЕДИУМА. Мастерская "Догоны"

Творческая мастерская «Догоны» существует в Костроме с 2002 года. Возникшая изначально как мастерская жестяных работ, она со временем превратилась в творческое сообщество, объединяющее художников, дизайнеров, кузнецов. В основе принципа плодотворного сотрудничества лежит синтез возможностей нескольких участвующих сторон. Мастерская занимается продвижением художественных идей в сфере строительства и дизайна, является участницей экспо-выставок и различных профильных проектов. Творческий актив мастерской: Жукаев Андрей, Кузьмин Алексей, Ухарцев Валерий, Меньков Владимир, Дубинова Екатерина. Руководитель – художник Дмитриев Дмитрий. Художественная обработка металла методом чеканки известна с древних времен. Мастера Средневековья в совершенстве владели искусством "выколачивания" изображений на тонком листе мягкого металла, а свое умение создавать рисунки с помощью молотка и специального ударника, который называется "чекан", передавали из поколения в поколение. В настоящее время рельефные художественные изображения, как и раньше, изготавливаются вручную, поэтому каждая работа уникальна и неповторима. Материал используется разный, но он должен обязательно быть пластичным и поддаваться растяжке. Лучше всего для чеканки подходят листовые металлы: латунь, алюминий и медь. Металл – один из наиболее прочных материалов – в их руках как будто оживает и приобретает изящные формы, следуя за полётом фантазии автора. На выставке «УМАКАКУМЕДИУМА» представлено 47 работ, созданных за последние девять лет (2007-2015), которые выполнены из металла в технике чеканки, художественной ковки, выколотки, обколотки с применением различных материалов (дерево, зеркало, стекло), а также с использованием таких техник, как холодная эмаль, акрил. Привлекают внимание причудливые, креативные арт-объекты, вызывающие различные эмоции, призывающие зрителя задуматься, под новым углом взглянуть на что-то обыденное. Необычные панно, изображающие привычные предметы, фрукты, маски, цветы, которые, воплощенные в металле, получают какие-то неожиданные характеристики. Арт-объекты, панно из металла находят применение в городской среде, в архитектурных композициях, они вошли в жилые и общественные интерьеры и гармонично взаимодействуют с любым стилем, особенно, например, со стилем hi-tech, в котором сегодня выполняются многие дизайнерские решения. Изделия художественной ковки – это сочетание мастерства и искусства. Только настоящий мастер кузнечного дела способен придать холодному безжизненному металлу живость формы, изящество, визуальную гибкость и мягкость. Арт-объекты, в отличие от других художественных форм, не подчиняются никаким точным правилам. Спонтанность, импульсивность, свобода являются их основой. Сами мастера так определяют свою роль в художественном процессе: «Утопая в мечтах о карнавализации всего пространства Среднерусской возвышенности, ТМ "Догоны" деятельно претворяет в жизнь собственные принципы вольного художества. Из года в год мы беспечно стираем границы личного авторства и меняем эстетические предпочтения в интересах сохранения духа товарищеского сотрудничества. Когда наше внимание сконцентрировано в области "простого стечения обстоятельств", сама судьба начинает орудовать инструментами повышенной мощности, с корнем выворачивая представления о заурядности и чудесах, на ходу переиначивая значение всякой роли в игре по тайному ее произволу или промыслу». Что же означает само название «Догоны», откуда оно взялось? «Язык улицы знает, как выразить смысл взаимоисключающих понятий одним словом. Самые яркие примеры такого словоупотребления в крайней степени уныния и восторга, радости или угрозы хорошо всем известны, но привести их здесь, к сожалению, нам не позволяет простое воспитание. Однако составить некое представление о сущностном наполнении образа «догона», не опасаясь душевных травм и моральных увечий, вполне возможно, если знаешь, что «догонять» - то же, что «понимать», а «догоняться» - значит, наслаждаясь, доходить до точки полного удовлетворения. Когда как «догон» - глупый, тупой, несообразительный человек, одновременно – пьяный бред, умствования и страх на пустом месте, а на слух - божок из пантеона Ктулху, и злак, и облачный человек-рыба, то делается яснее ясного, что лучше бы нам сразу выбросить всё похожее на корневую систему, генеалогию и созвучия сильных слов и выражений, слезть с бочки, да и катиться лесом, стиснув зубы, по своим делам», - объясняют художники творческой мастерской «Догоны».

 

 

23.09-18.10.2015. Алексей Чернов. Графический дизайн

Выставка знакомит с творчеством костромского художника-дизайнера Алексея Чернова, чья жизнь оборвалась трагически рано – в 34 года, тем не менее, за 17 лет работы в области графики и графического дизайна ему удалось сделать не мало.

Алексей родился в 1980 г. в Костроме в семье художников - скульптора Сергея Чернова (1953-2002) и преподавателя изобразительного искусства Марины Черновой.

С 1997 по 2002  учился на художественно-графическом факультете КГУ им. Н.А. Некрасова, где и определился его интерес к искусству графики. Во время учебы он активно участвует в российских и международных выставках, занимается иллюстрацией. В 1998 г. становится лауреатом городской выставки-конкурса «Дизайн-98» (Кострома), участвует в международной биеннале в Толентино (Италия). В 1999 г. получает Гран-при Всероссийского конкурса «Золотой карандаш» за иллюстрации к «Преступлению и наказанию» Ф.М.Достоевского и «Мастеру и Маргарите» М.А.Булгакова. Дипломная работа - иллюстрации к роману Стругацких «Трудно быть богом». В работе над образами художник отказывается от натурализма, отдавая предпочтение поиску собственных средств выразительности, формы, способной передать через пластику линии характеры персонажей.

В 2002 г. Алексей начал работу в дизайн-студии “StandART”. С этого времени он практически полностью переключается на графический дизайн, занимается рекламным плакатом, фирменным стилем. Сотрудничает со многими костромскими предприятиями и организациями. Жителям Костромы хорошо знакомы такие бренды как «Мануфактура», «Дудки-бар», «COMMUN-CAFE», «Бегемот», вода «Светлояр», плакаты к конкурсу «Мисс Русское радио-Кострома» и многие другие.

С 2006 по 2013 гг. он работает в популярном в среде молодежи информационно-рекламном журнале «Номер#», формирует его образ, разрабатывает рекламные блоки. Страницы журнала заполняются оригинальными графическими символами, знаками, образами, рожденными фантазией молодого автора. У художника вырабатывается собственный язык, близкий по стилистике комиксам.

После скоропостижной смерти осталось огромное количество работ, эскизов, неопубликованных материалов. На выставке в галерее представлена лишь малая часть наследия автора, которая, тем не менее, говорит об интересных находках, мастерстве, вкусе, большом творческом потенциале молодого художника. Все это позволяет надеяться, что имя Алексея Чернова останется в истории художественной культуры нашего города.

 


Страница 8 из 21