Выставки

Осень в зале «Сад Поэта» начинается новым проектом, который объединил живопись одного из самых ярких и оригинальных художников современности, классика российского искусства Клары Голицыной (Москва) и произведения пластики нашего талантливейшего скульптора Владимира Смирнова. Для костромичей это не первая встреча с творчеством К. Голицыной. Галерея представляла ее совместный с А. Пурликом проект «Нарисуй мне это» в 2014 г. Она участвовала в выставках современной графики в 2015 и 2017 гг., наконец, в 2017 году состоялась персональная выставка «Серьезно и не очень».
Клара Голицына - художник широкого диапазона. Ее называют легендой российского искусства. Ее творчество нельзя причислить к какому-либо известному направлению современного искусства. Ее уникальный пластический язык вырабатывался на основе глубокого изучения и анализа мировой художественной культуры, искусства многоликого ХХ века. Острое чувство современности, ощущение времени как постоянно меняющейся реальности приводит Клару Голицыну к экспериментированию и использованию широкого спектра изобразительных и стилевых приемов. По мнению крупного исследователя современного искусства Сергея Кускова: «Особо примечательно способность Голицыной пребывать и действовать как бы в нескольких художественных «измерениях» одновременно. Несмотря на давно уже сложившиеся основные творческие принципы, способность быстро и чутко реагировать, откликаться на дух и стиль времени - это очень личное и важное свойство Голицыной».

30 августа в муниципальной художественной галерее г. Костромы состоится открытие выставки произведений группы костромских авторов «Художник и православие».
Ее участники: Вадим Березовский, Ирина Васильева, Владимир Еременко, Александр Мариев, Александр Шарифуллин.

Автором проекта и организатором является известный в Костроме иконописец В.Т. Еременко. Более 20 лет он посвятил служению в качестве художника-иконописца храму Воскресения Христова на Нижней Дебре, где продолжает трудиться и сейчас. Его иконы находятся в храмах Костромской области и в других городах России. Они призваны украшать их, укреплять веру приходящих в храм, утешать скорбящих, становиться «окном» в Иной мир, приоткрывая завесу над Вечностью. Высоко и необычайно ответственно призвание иконописца.
Но, проявляя себя и в других видах искусства, самых разных техниках, многие авторы также обращаются к православным темам. Отношения с Богом у каждого человека свои. Душа всегда будет стремиться к Богу. И встреча с Ним произойдет сокровенно. У художников, призванных создавать зрительные образы, больше возможности раскрыться. Поэтому так часто они обращаются к темам религиозным и в живописи, и в графике, и в скульптуре, и в ювелирном искусстве. Автор проекта с осторожностью постарался объединить близких по духу художников, работающих в различных видах и техниках, чье творчество отмечено глубоким уважением к Православным святыням и высоким профессиональным уровнем исполнения. На выставке будут представлены акварели Вадима Березовского, отличающиеся тонким живописным лиризмом. Показаны керамические иконы Ирины Васильевой, где используются сложнейшие техники керамики, фаянса, многочисленные приемы работы с материалами, графика Александра Мариева, включающая офорты, гравюры, рисунки, отличающиеся в ряде случаев особой авторской фантазией и всегда большим мастерством, а также полюбившееся костромичам ювелирное искусство Александра Шарифуллина, творческое кредо которого – желание сделать мир чуточку светлее. О чем мечтает и каждый из нас.

 

Известные костромские художники Сергей Маковей и Иосиф Дашевский впервые представляют совместный проект «Арт-мутация» в Муниципальной художественной галерее г. Костромы
Уже более 50 лет Сергея Маковея и Иосифа Дашевского связывает дружба. Персональные проекты художников не раз становились яркими, запоминающимися событиями культурной жизни нашего города. Однако совместный проект они представят впервые. В экспозиции можно увидеть произведения разных лет, что позволяет зрителю проследить изменения или, как замечают авторы, «мутации» их творчества. Авторы считают, что истинный художник находится в постоянном поиске художественного приемов, форм, адекватных времени. Различные события нашей стремительно меняющейся жизни напрямую влияют на искусство, его развитие.
Сергей Маковей: «Мы, дети 21 века, живём в эпоху генной и цифровой революции, которая предлагает нам и новые формы выражения. Отвергать, не замечать новые возможности самовыражения для художника - непроходимая глупость».
Иосиф Дашевский: «И прежде, и сейчас мне кажется невозможным существовать в искусстве и, соответственно, в жизни, никак не реагируя на происходящие события…»
Сергей Маковей представляет на выставке живописные произведения - от ранних предметных изображений, которые позднее, «распавшись» на пиксели, привели художественные поиски автора к беспредметной живописи. Сергей Маковей: «Представленные мной работы – это поиск новых форм самовыражения: от «реалистических», фигуративных где превалирует сюжет, литературное содержание - к абстрактным…»
Объекты и скульптурные композиции художника-монументалиста Иосифа Дашевского превращают экспозицию выставки в единую масштабную инсталляцию. Соединяя в одно целое разные вещи и объекты, жившие некогда своей самостоятельной жизнью, ещё дышащие теплом человеческих прикосновений, автор размышляет о вневременных общечеловеческих понятиях. Иосиф Дашевский: «Я стремлюсь активно влиять своим творчеством на становление общества, свободного от фанатических фобий, нетерпимости и агрессии».

 

 

Выставка работает до 22 сентября.
Куратор Евтюкова Маргарита
+7 (4942) 51 64 45

 

26 июля в костромской художественной галерее открывается юбилейная выставка произведений известного живописца Бориса Орлова.
Родился художник в Киргизии 28 октября 1948г. в селе Калинино. В 1965 поступил в художественное училище в Ташкенте. После второго курса ушел в армию. В 1970-1972 годах доучивался в Саратовском художественном училище, за дипломную творческую работу получил отличную оценку. В 1980 году был принят в Союз художников СССР.
С 1983 года живет в деревне Антоновское недалеко от Красного-на-Волге.
С 2004 года член Сообщества плесских художников. Участник многочисленных, областных, межрегиональных, всероссийских выставок.
В экспозиции представлена живопись разных лет – портреты, пейзажи, натюрморты. Их отличает разнообразие сюжетов, богатство цветовой палитры, искренность выражаемых художником чувств и несомненное мастерство. Темы работ Б. Орлова - это дорогие его сердцу люди - жена, дети, друзья, соседи, любимые места. В своей автобиографии художник признался, что в семейной жизни на редкость счастлив, как и в творческой! Поэтому, наверное, в его работах столько света, как бы изнутри пронизывающего изображения на полотнах. Художник так определяет свое творческое кредо: «Живопись моя, во-первых, конгломерат из очень разных направлений реалистической живописи, немножко формальной… есть только одна традиция у меня лично правда и абсолютная честность, то есть откровенность, непосредственность самовыражения, без лукавства без спекуляции. Для меня имеет значение содержание. Если я какое-то содержание преследую, то оно диктует в каком стиле выполнить. Если вносишь что-то свое, то обогащаешь, не подделываясь…» Это определяет широту диапазона профессиональных возможностей художника, произведения которого отличаются звучностью и насыщенностью цвета, проникновенным отношением к природе, к людям своей земли.

28 июля мы отмечаем 95-летие со дня рождения талантливейшего российского художника, нашего земляка Владимира Пантелеймоновича Муравьева (1924-2006).
В Костроме он родился, отсюда ушел на фронт, учился в Костромском художественном училище, где познакомился с Николаем Шуваловым и Алексеем Козловым, ставшими его друзьями на всю жизнь. В конце 1958 года 34-летний Муравьев навсегда покинул родной город, переехал в Москву. С этого времени его творчество развивается в лоне московского андеграунда, более терпимого к нетрадиционным проявлениям художественного мышления. В Москве он вступил в члены Союза художников, 20 лет проработал в издательстве «Советский писатель» художником-иллюстратором, выставлялся довольно редко. Первый показ работ художника в Костроме состоялся в 1998 году в Костромском художественном музее. Позднее муниципальная художественная галерея знакомила с живописью и графикой большого мастера на выставках 2001, 2005, 2007, 2008, 2010 гг.
Творчество художника – уникальный феномен искусства ХХ века - со временем получило признание самых высоких художественных институций. Работы Муравьева находятся в разделе экспозиции искусства ХХ века Государственной Третьяковской галереи, в коллекциях Костромского музея-заповедника, муниципальной художественной галереи.
Нынешнему юбилею художника посвящена выставка «Осторожно: дети +».
Тему, связанную с воспоминаниями о костромском периоде жизни художника, подсказала его вдова Алла Максимовна Марченко-Муравьева:
«По окончании Костромского училища в 1951-м году Владимир Муравьев уехал в поселок Палкино преподавать рисование и черчение в средней школе, через два года он перевелся в Сотинку, в детский дом, о котором вспоминал с каким-то особым чувством, как о нечаянной радости, чуть ли не подарке судьбы. Пятьдесят лет спустя ситуация как бы повторялась… Воспоминания о Сотинке удерживали от беды и болезни, укрепляли «зацепку за жизнь». Дети на его картонах последних 4-5 лет – всегда радость, всегда какой-то детский праздник! Они, как и он, чудом уцелели в войну, и им, вместе, надо было стараться жить…»
В экспозиции выставки «Осторожно: дети +» представлено более 20 работ из собрания семьи художника из циклов «Танцующие дети», «Птичий концерт», «Пляжное».

 

Ярославский художник Герман Блинов – один из представителей наивного направления, которое занимает достойное место в общей системе визуально-пластического искусства - публика, утомленная решительными высказываниями и жесткими образами, ценит искренность и деликатность наивного творчества.
Творческая биография Германа Блинова типична для наивных мастеров: закончив школу, он работал судовым сборщиком, поваром 6-го разряда, машинистом экскаватора. Знакомиться с изобразительным искусством он начал на трехгодичных курсах в изостудии при Дворце моторостроителей в Ярославле, закончив их в 1973 году. Решающей стала поездка в Ленинград в 1977 году, где он был вольнослушателем в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина и знакомился с музейными шедеврами. Вернувшись в Ярославль, он усиленно занялся живописью и самообразованием. С 1979 года Г.В.Блинов становится участником областных, республиканских и всесоюзных выставок самодеятельного искусства. Художник интересуется поэзией и философией, с 1990 года пишет стихи.
Н.Воинова, искусствовед, член СХР (газета «Ярославская культура» 1998г.).
«Для Германа Блинова и история искусства – это не нечто, существующее как бы «по ту сторону», а обитаемая среда творческой жизни. Творения великих мастеров прошлого вдохновляют, дают примеры истинного служения добру и красоте. Черты классического искусства найдем мы в его стремлении не просто изображать, отражать, а преображать, создавать духовный образ».

Леонид Виноградов работал, дружил и выставлялся с такими известными мастерами, теперь уже классиками ХХ века, как Арон Бух, Владимир Стожаров, Борис Домашников. Сейчас можно с уверенностью констатировать, что имя художника Леонида Николаевича Виноградова широко известно не только в культурной среде костромского края, но и далеко за ее пределами.
От призвания к признанию художник прошел долгий путь, воспевая своим трудом и талантом вечные нравственные ценности. На выставке представлены работы, созданные автором в течение продолжительного творческого пути. Это в большинстве пейзажи нечерноземного края, выполненные в лучших традициях русской школы живописи, для которых свойственны мажорное настроение, динамичное решение пространства холста, световые эффекты.
Каждая работа художника - богатая, сложная живописная ткань, наполненная воздухом, цветом, передающая все нюансы состояния природы. Его полотна призывают к созерцанию и глубокому размышлению, возвращая нас к первооснове всего сущего, к гармонии человека с природой и ее бесконечной красотой.
«Для меня родная природа является основным источником вдохновения. Даже зимой, в лютую стужу, заставляю себя работать «на натуре». И, как часто бывает, этот процесс начинает меня согревать, а иногда становится даже жарко. Надеюсь, что мои работы также способны согреть душу зрителя. Во всяком случае, я всегда старался работать честно, и за свой многолетний труд мне не стыдно», - говорит о своей работе художник.
Живописные работы Леонида Виноградова не требуют особой расшифровки, поиска смыслов, они очень гармоничны, подкупают своей чуткостью, искренностью и одновременно вдумчивым, пристальным взглядом на окружающий мир.

Выставка талантливого костромского живописца Федора Яковлевича Кораблева посвящена 80-летию со дня рождения художника. Это знак доброй памяти об удивительном человеке, дань его таланту, который в равной степени нашел воплощение, как в творчестве живописца, так и мастерстве педагога. За более чем 20 лет работы на художественно-графическом факультете Костромского педагогического института (1965-1988) он воспитал плеяду художников, интересно и свободно мыслящих в искусстве, для кого он навсегда останется Учителем, которого вспоминают с восторгом и благодарностью.
Выставка позволит встретиться с произведениями автора из коллекции муниципальной художественной галереи и частных собраний. В экспозиции представлено более 40 работ. Это ранние вещи 1960-1970-х годов - портреты, пейзажи, натюрморты, этюды из цикла «Озеро Неро. Ростов Великий», многочисленные пейзажи Кологрива. Многие работы из частных коллекций экспонируются впервые.
Федор Кораблев был человеком пронзительно тонко и чутко воспринимавшим окружающий мир, остро переживающим боль и несправедливость этого мира и в то же время умеющим ценить и радоваться его красоте и богатству. Его произведения – живописные воплощения эмоциональных переживаний автора, его глубоких раздумий о жизни, его эстетических пристрастий и убеждений.
Ф.Я. Кораблев: «Живопись – это чувственный мир. <…> Живопись вмещает весь мир – мир горний, мир дольний, все прегрешения человеческие, жизнь человеческую. Когда человек идет по жизни как художник, он выражает идею Бога. Художник – это всегда промежуточное звено, он провозвестник, глашатай этой истины и красоты мира и гармонии, музыки души».
Он навсегда остался верен этому высокому назначению художника. Страстная, темпераментная музыка его живописи продолжает звучать, она восхищает искренностью и глубиной переживаний, мастерством автора, наполнившего ее светлой и сильной энергией духа.
Встретиться с самим автором, узнать о его судьбе, услышать его голос, его размышления об искусстве позволяет фильм, снятый при жизни художника в 1995 году, который демонстрируется на выставке.

Впервые в Муниципальной художественной галерее г. Костромы проходит выставка «Чудо хорватского наива», которая знакомит зрителей с творчеством хорватских наивных художников, снискавших мировую известность во второй половине ХХ столетия. В экспозицию вошли более 60 работ из коллекции Владимира Темкина, принадлежащих кисти нескольких поколений крестьянских художников-самоучек Хлебинской школы – классиков и признанных мастеров наивного искусства. Работы выполнены в редчайшей технике реверсной живописи на стекле.
Выставка «Чудо харватского наива», которая для многих наверняка станет открытием, - замечательная возможность познакомиться с одним из самых ярких образцов мирового наива, его хорватским вариантом, и проникнуть в удивительный мир крестьянских художников, хранящий в работах и теплый уют балканской деревни, и мудрость крестьянского быта, и завораживающую красоту природы. Мир этот – зачастую идиллический, своеобразный, даже утопический, между тем очень трогательный и гармоничный - словно приглашает зрителя совершить небольшое виртуальное путешествие.
Выражаем благодарность Владимиру Анатольевичу Темкину за предоставленные из его коллекции работы, помощь и поддержку в организации и проведении выставки «Чудо хорватского наива».

 

 

В зале «Сад Поэта» - весеннее обновление. Его обитатели – скульптурные образы Владимира Смирнова - оказались «В ритмах цвета и пластики» живописи Анатолия Жукова. Свойственное автору ассоциативное мышление, склонность к цветовому обобщению привели к абстракции. «Работая только с натурой, не всегда можно выразить то, что сидит в подсознании», - признается художник. Анатолия Жукова волнуют проблемы пластического формообразования, живописной архитектоники. Знакомые и привычные для глаза формы окружающего мира, мира вещей, состояний природы, собственных ощущений художник осмысляет пластически: цветовые пятна, линеарные структуры, их ритмические вибрации рождают композиции, обладающие самоценной красотой и гармонией.
В экспозиции более 30 живописных работ, отобранных из разных периодов творчества, с тем, чтобы показать, как развивался живописно-пластический язык художника, обладающего удивительной способностью чувствовать цвет, его глубину, звучность, энергетику, экспрессивные возможности. Натюрморты и абстрактные композиции 1990-х годов, где автор ставит свои эксперименты. Картины-импровизации ассоциативного характера последнего десятилетия - «Вечерний свет» (2000), «Осенний лист» (2013), «Последний снег» (2013) и др. Работы и эскизы, созданные в нынешнем году. Все они дают представление, о том, как рождался язык художника, его собственная интонация, его «музыка живописи».

 

Страница 3 из 17