Выставки

Под таким названием в Костромской муниципальной галерее 25 января 2019 года открывается персональная выставка Нечаева Александра Владимировича – художника, графика, члена Союза художников СССР – России с 1985 года, заслуженного работника культуры Российской Федерации.
Выставка организована по предложению и инициативе председателя правления КОО ВТОО СХ России В.А. Березовского, поддержанным правлением СХ России, на фоне успешно прошедшей персональной выставки А.В. Нечаева в п.г.т. Красное-на-Волге «Памяти в память», а также по просьбам зрителей и художников г. Костромы для более широкого знакомства с творчеством художника.
Нечаев А.В. - автор станковых графических листов, посвящённых истории Отечества, многие из которых объединены в серии и циклы («Страницы истории Отечества», «Памятники архитектуры г. Костромы», «Очищение», «Природа и человек», «По улицам революционной Костромы», «Земли родной минувшая судьба» и др.).
Рассматривать своё творчество в едином ряду «прошлое, настоящее и будущее» стало для художника потребностью личностного самосознания. В каждой его работе – Русь, русский дух, своё пространственное видение прошлого и настоящего.
«Есть национально-существенные, генетически-строительные идеи, которые нельзя не додумывать, – говорит художник, – история возвращает их во всей полноте и требует разрешения».
55 представленных на выставке работ выполнены в различных графических техниках: автолитография, линогравюра, рисунок, карандаш, акварель, гуашь.

Выставка современного искусства – пространство смыслов или модный фон для фото в соцсетях? Проект-размышление ISKUSSTVAGRAM молодых ивановских художников Анастасии Соловьевой (г. Фурманов) и Дмитрия Кустикова (г. Иваново) в Муниципальной художественной галерее.

Анастасия Соловьева – выпускница Ивановского художественного училища. С 2016 года она активно участвует во всероссийских, областных и муниципальных выставках. В 2017 году живописная работа Анастасии заняла призовое место на выставке-конкурсе молодых художников ARTstart, который проходил в Муниципальной художественной галерее. В том же году художница участвовала в проекте галереи - триеннале современной графики «Здесь и сейчас».
Дмитрий Кустиков в 2015 окончил Заочный народный университет искусств в Москве, затем поступил в Ивановский политехнический государственный университет, где учится в настоящее время на кафедре искусства костюма и текстиля. С произведениями Дмитрия костромской зритель познакомится впервые.
Предметом размышления авторов проекта ISKUSSTVAGRAM стали вопросы, связанные с проблемами понимания современного искусства, его сущности и смысла, его роли в современном обществе. Как определить ценность картины? Чем она является: декоративным предметом интерьера или источником смыслов, произведением, посредством которого художник хочет привлечь внимание к проблемам социума, передать свои мысли, поделиться собственными переживаниями, открытиями? Выставка современного искусства – территория размышления или модный фон для фото в соцсетях?
По мнению художников одной из главных проблем, связанных с выставками современного искусства, является не столько сложность понимания произведений, сколько отсутствие желания у зрителей задумываться над их смыслом. Часто выставка для посетителей музеев и галерей представляет собой просто модную локацию для фотографий в соцсетях. Вопросы, задаваемые художником зрителю, отходят на второй план. По мнению авторов, появившаяся тенденция ведет к обесцениванию искусства.
Поразмышлять над этими и другими вопросами художники предлагают в экспозиции, которую они превратят в арт-локацию, мастерскую, где представят свои графические и живописные работы.

Куратор Евтюкова Маргарита

Впервые в Костроме выставка выдающегося театрального художника, живописца, поэта Татьяны Сельвинской. Лауреат Государственной премии России, почетный член Российской Академии Художеств Татьяна Сельвинская - человек не просто известный, но легендарный. За свою долгую творческую жизнь она оформила около 200 спектаклей по всей стране. Она работала с режиссерами Н. Охлопковым, П. Фоменко, М. Ливитиным и др. В Костроме была сценографом спектаклей «Бесприданница», «Макбет», поставленных в Костромском драматическом театре в 1980-х гг.
Она родилась в Москве в 1927 году в семье поэта Ильи Сельвинского. В 1953 окончила Московский Государственный институт им. В. Сурикова. С 1954 года член Московского отделения Союза художников, с 1964 - член ВТО (ныне Союз театральных деятелей).
Ее учителями в разное время были Роберт Фальк, Александр Тышлер, Михаил Курилко-старший. С 1956 года - участник всех республиканских, зональных, московских выставок в Манеже, Москва. Участник почти всех театральных выставок «Итоги сезона», Москва, квадриеннале в Праге, биеннале в Сан Паоло, Бразилия, триеннале прибалтийских республик. 1966-1978 — заведующая театральным отделением МХТУ памяти 1905 года, выпустила более 100 учеников. Ею написано: более 500 портретов, более 1500 картин, шесть сборников стихов. Работы находятся в собрании Третьяковской галереи, ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, петербургском и киевском театральных музеях, Мемориальном музее Ильи Сельвинского (Симферополь), музее-заповеднике «Абрамцево», галереях Челябинска, Брянска.

В экспозиции выставки «Гармония души» представлены более 70 графических произведений. Это небольшая часть наследия Алексея Алексеевича, бережно сохраняемого его дочерью Надеждой Алексеевной Дмитриевой.
Художник имел разносторонние творческие интересы, работал в разных техниках и жанрах, но особенно его привлекала акварель. Его акварели выполнены легко и воздушно, гармонично, с тонким вкусом, виртуозным владением разнообразными техническими приёмами. Кроме того, в зале представлены работы, выполненные пастелью, сангиной, углём, карандашом.

Юбилейная выставка Елены Семеновой, мастера гобелена, продолжает цикл ее персональных выставок «Лики древней Костромы».  Костромской край стал для Елены Семёновой настоящей «духовной родиной», неслучайно каждая её персональная выставка - событие для культурной жизни города. Начать с того, что сама техника гобелена - тканная ручная работа - чрезвычайно трудоёмка и мало распространена. В наш век компьютерной графики, индустриального дизайна,  допустимости использования любых материалов,  соприкосновение с живой, сохраняющей тепло человеческих рук работой из натуральных волокон производит сильное впечатление.

Делать гобелены Елена начала, когда училась на художественно-графическом факультете Костромского педагогического института, совершенствовала мастерство в Тбилисской академии художеств, где проходила стажировку, и на творческих дачах, изучая новые приемы и технологии.

Сейчас Елена Владимировна Семенова признанный мастер: ее произведения украшают многие общественные здания, хранятся в собраниях музеев и частных коллекциях.

Выставка из собрания галереи «Новые поступления» знакомит зрителей с частью произведений, вошедших в коллекцию Муниципальной художественной галереи в 2017-2018 годах. Складываться коллекция начала с 1997 года - с первых лет образования галереи. Сейчас она насчитывает около 2000 произведений. Основные разделы коллекции - живопись, графика, скульптура, фотография. Немногочисленными вещами представлены арт-объекты, декоративно-прикладное искусство. Галерея продолжает пополнять свое собрание, согласно принятой концепции, произведениями костромских художников различных стилистических направлений, а также работами известных российских мастеров.
В круг исследовательских интересов галереи вошли авторы нашего города, заявившие о себе в середине 80-х годов, дерзнувшие в переломные годы свободно и самостоятельно мыслить в искусстве, среди них - А.П. Мухин, график, живописец, представленный на сегодняшней выставке ранними большеформатными произведениями, выполненными в определенной стилистике, живо воскрешающей атмосферу 70-80-х годов.

Анна и Юлия Шабаевы – современные профессиональные художники декоративно-прикладного искусства, представители нового поколения декоративной керамики, которую сегодня называют авторской. Вологодская земля, где родились сестры Шабаевы, издавна славится своими богатыми традициями в таком виде народного творчества, каким является гончарное ремесло. И не удивительно, что многие, в том числе и современные вологодские молодые мастера, обратившие свое творчество к этому, древнейшему в мире виду искусства, культивируют и развивают его традиционные формы и жанры: от национальной крестьянской посуды чернолощеной, обварной или поливной, до мелкой пластики в виде свистулек или фигурок-оберегов.
Авторская декоративная керамика, как явление профессионального искусства, появилась в Вологде сравнительно недавно, лишь во второй половине прошлого ХХ века. Среди первых художников, кто открыл для вологодской публики это направление прикладного искусства, были Наталья Вяткина, перебравшаяся после окончания вуза в столицу, и Татьяна Чистякова, в студии керамики которой, и получили Анна и Юлия свои первые уроки мастерства. Почти одновременно они занимались в вологодском колледже прикладного искусства, а затем поступили в Московский художественно-промышленный институт имени С. Г. Строганова, где незадумываясь выбрали отделение керамики, а после его окончания продолжили совершенствовать свое мастерство в аспирантуре при МГХПИ.

Время несется с неумолимой быстротой. Оно, властвуя, втягивает нас в набирающий скорость бег. Мы зачастую не успеваем “отслеживать” и осмысливать происходящие вокруг нас события, дела, действия. Не успеваем /или боимся/ заглянуть вглубь себя, подумать, почувствовать, вспомнить...
90 лет со дня рождения удивительного человека и замечательного художника Николая Владимировича Баскакова - событие, которое невольно заставило нас остановиться, несмотря на суету дней и скорость бегущего времени, и совершить мысленный экскурс в минувшее десятилетие.
Мы, возвращаясь памятью в недалекое прошлое, испытываем вновь те незабываемые, эмоциональные впечатления, минуты вдохновения, которые рождались при встрече с живописью и искусством этого незаурядного мастера. Николай Владимирович Баскаков был натурой сложной, неоднозначной, с тонкой, внутренней организацией. Уже с юношеских лет в нем угадывался лидер. Баскаков отличался особенной харизмой, обладал даром убеждения, целеустремленностью, талантом и жизненной энергией. Поэтому, когда живописец вернулся в Вологду в конце 50-х гг. XX века, он сумел увлечь своими идеями и конкретными делами большую часть коллектива художников. Позднее Николай Владимирович возглавил Союз вологодских художников.

В пространстве «Сада Поэта» взросло новое Древо.
Экспозиция «Три голоса пластического утверждения» объединила работы из наследия трех талантливейших костромских художников: живописца Павла Беляева, скульптора, графика, поэта Владимира Смирнова и универсального художника Виктора Каткова, чей талант равно ярко и выразительно проявился в живописи, графике, декоративно-прикладном и монументальном искусстве. Авторы - представители разных поколений: Виктор Катков (1940-2015), Владимир Смирнов (1948-2003), Павел Беляев (1955-2015). Каждый из них по-своему воспринимал окружающий мир, пытаясь философски осмыслить его, каждый обладал неповторимым «голосом» в искусстве, выработал свой оригинальный образно-пластический язык, которым утверждал право творить собственную эстетическую реальность.
Всех троих авторов объединяет понимание визуального искусства, прежде всего как искусства пластического, существующего в пространстве законов эстетики, где главным является не видимый и легко узнаваемый мотив или сюжет, но пронизанные внутренней энергией пластические формы, тяготеющие к обобщению, символу, знаку.

Основным направлением творчества Александра Шарифуллина является ювелирное искусство. Главным своим делом он называет семейную мастерскую «Василиса Прекрасная», специализирующуюся на изготовлении изделий русского православного искусства. Вековые художественные традиции этого направления составляют прочный фундамент, на основе которого Александр развивает свои творческие замыслы и для этого использует современные технологические возможности и уникальный опыт ювелирного мастерства, различные техники и приёмы.
Интересы художника разносторонни, кроме православных ювелирных изделий он создаёт ювелирные украшения, как в традициях прошлого, так и оригинальные, декоративные, занимается графикой в различных техниках. Прослеживается взаимопроникновение разных видов изобразительного искусства: многим ювелирным изделиям Александра свойственна графичность, а рисунки напоминают ювелирные изделия тонкой проработкой многочисленных мелких деталей, выстраивающихся в сложную композицию. Наряду с реалистическими изображениями появляются стилизованные, фантастические образы.
В экспозиции представлены 73 ювелирных изделия. Серия «Песнь о православии» включает в себя иконы «Святой Благоверный князь Александр Невский», «Богоматерь Феодоровская», «Господь Вседержитель», «Святой Георгий Победоносец» и другие. Серия «Город колокольчиков» представляет многообразие образных решений – от торжественных православных - «Светлая Пасха», «Ангел-Хранитель» до декоративных – «Василиса», «Букет» и забавных юмористических «Царевна Чичи. Селфи». Украшения демонстрируют разные подходы – в русском стиле, например, серьги «Жемчужный Сад Зари», которые могла бы носить сказочная царевна, и предназначенные современной девушке удивительные невиданные существа – броши «Птицерыб», «Воробушек», «ТыКтоЖ» и «ТыКтоЖ №2». Неожиданно изящны топоры – «Волгарь», «Следопыт» и «Ушкуйник», это новое для мастера дело, напоминание об учёбе в Школе оружейного мастерства в Ижевске.
Графических работ экспонируется 20. Это «Крымский цикл» - выполненные с натуры пастелью яркие южные пейзажи и серия рисунков цветными гелевыми ручками с изображениями сложных объектов - «ДомДеревоЧеловек, необыкновенных фантазийных образов – «Танец», «Настроение», стилизованных рисунков насекомых – «Жук», «Муха», «Жук-олень».
Выставка «Юбилейный коктейль» проводится в честь 50-летия автора и знаменует собой определённый этап в его творчестве, когда есть многие достижения, которыми можно поделиться, и рождаются новые идеи и замыслы, которые предстоит воплотить.

Страница 3 из 16