Выставки

shuvalov 2Творческое наследие легендарного костромского художника Николая Васильевича Шувалова (1929-1984) велико – оно насчитывает более 1000 произведений, которые нашли свое место в музейных и частных коллекциях.
Экспозицию выставки «Форма свободы» составили произведения, которые находятся в коллекции Бориса Константиновича Коробова, - это более 30 живописных и 70 графических работ Николая Шувалова, позволяющих  проследить творческий путь художника. В искусстве Н.В. Шувалова сложился своеобразный романтический истоком его является полифункциональная природа его творчества. Отдельные темы, подобно музыкальным лейтмотивам, проходят через всю жизнь, разрабатываясь последовательно, с разных граней, от картины к картине.  Работы концах 50-х - начала 60-х гг. – это натюрморты с керамикой, маски, портреты индианок, когда художник уделял особое внимание декоративной ценности живописной поверхности и аналитичности композиции  Живопись Шувалова второй  половины  60-х гг.  приобретает некоторую жесткость формы (техника темперы требует большей ясности, строгости, моделировка достигается штриховкой или оттенками тона) и активные звучные цвета. В «Портрете матери» (1965) желто-лимонный фон, проработанный фактурно, вызывает эффект искусственного свечения и ощущение ирреальности происходящего, проявляет трагичность и психологическую убедительность образа. Культура Востока, Индия с ее философией - это отдельная большая тема творчества художника в 1970-е гг.; богатое разнообразие колористических решений говорит о настойчивых поисках Шуваловым новых средств и возможностей психологического углубления образа. По мере того, как социальное становится основным содержанием картин, меняется язык, темнеет колорит. На выставке есть работа, демонстрируемая  впервые – «Сотворение мира» (предположительно, начало 1980-х) создано в тот же период, когда Шувалов работает над циклом «Невесомость». Материал, так же дающий представление о творческой лаборатории, -  это фотографии, и дневниковые записи художника. Способ передачи фактуры, большая лаконичность цвета, плоскостность формы, декоративность для Николая Шувалова инструменты воплощения  своего замысла.
Выставка «Форма свободы» - дань памяти выдающемуся Мастеру и  событие в художественной жизни Костромы.


виноградоваНадежда Алексеевна Виноградова окончила художественно-графический факультет Костромского государственного института им. Н. А.Некрасова в 1985 году. В дальнейшем своими учителями Надежда Алексеевна считает, прежде всего, своего отца  - художника Алексея Виноградова, с которым  вместе  работали на пленере: писали общие мотивы в Новгороде, Ростове, Борисоглебске, Вологде, в Костромской области  и архитектурные зарисовки в  монастырях. Надежда Виноградова также занималась у художника Михаила Сергеевича Колесова, с которым дружила и общалась, он давал книги для чтения по искусству и альбомы художников. В экспонируемых на выставке пейзажах и натюрмортах 2010 – 2013 гг. Надежда Алексеевна освоила и использовала художественные традиции и приемы самых разных направлений: от малых голландцев, Пуссена до творческих экспериментов Кончаловского и Машкова.  Первая персональная выставка живописи  Надежды Виноградовой в муниципальной художественной галерее, по словам автора,  - это желание подвести итог художественных и изобразительных исканий, прежде чем «полностью изменить манеру».

виноградов

Костромское региональное отделение Творческого союза художников России (ТСХР) – Костромская областная общественная организация «Творческий союз художников»  является одним из самых молодых в ТСХР.
Созданное сравнительно недавно, в 2005 году, Отделение стало заметной структурой среди организаций, объединяющих деятелей различных видов искусств. В Отделении состоит 35 художников, из них три заслуженных художников России, один член-корреспондент Российской Академии Художеств (РАХ), трое награждены Золотой медалью ТСХР, четверо – Серебряной медалью ТСХР, один – Бронзовой медалью ТСХР,  двенадцать - Дипломами ТСХР, один – Золотой медалью ВВЦ.  Члены Отделения активно участвуют в общественной жизни области, работают в таких коллегиальных органах, как Совет по культуре и искусству, Экспертный совет, Издательский совет, Совет по национальной политике Администрации области, Общественная плата Костромы и др., участвуют в художественном обучении детей, проводят мастер-классы в районных школах искусств.

Выставка «Возвращение» знакомит с произведениями замечательного художника Алексея Александровича Тихонова (1944 – 1979). Несмотря на ранний уход из жизни в возрасте 35 лет, он оставил заметный вклад в российском искусстве 1970-х годов. Творческая судьба художника связана с Костромой, а точнее с худграфом Костромского пединститута, где он учился в 1966 - 1970 гг. Среди его педагогов – Ф.Я.Кораблев, В.С Уколов, сыгравшие большую роль в его становлении, как личности и художника. По воспоминаниям друзей он был художником по призванию и обладал одной из ярчайших творческих способностей – даром композиции. Во время учебы в Костроме потихоновявились первые работы, позволившие говорить о рождении художника, умеющего самостоятельно мыслить. После окончания института художник стремительно рос профессионально, преподавал, часто ездил в творческие командировки, участвовал в крупных российских выставках, получал заслуженные награды. В 1975 году он стал членом СХ СССР, а в 1976 был принят в Творческую мастерскую живописи Академии художеств СССР. Руководители мастерской народные художники СССР А.П. и С.П.Ткачевы ценили твердость и мужество молодого художника, его упорство в достижении цели, отмечали, что у него были свои «тихоновские» темы, свои образные решения.

Живописные и графические работы из коллекции семьи, представленные на выставке, позволяют заглянуть в творческую мастерскую художника. В портретах современников, автопортретах, жанровых картинах нашла отражение, ставшая уже историей эпоха 1970-х годов, с характерным для молодежи того времени острым интересом к жизни, стремлением понять ее, философски осмыслить, найти в ней свое место.


пестеревАлександр Пестерев, художник из Тотьмы (Вологодская обл.) уже во второй раз стал гостем муниципальной художественной галереи. Художник давно, с глубоким интересом исследователя относится к культуре древних цивилизаций, искусству ушедших эпох, изучая и переосмысливая их художественные традиции. Сегодняшнее творческое «исследование» автора географически простирается с Востока на Север.
В новой серии «Северные цикады» художник соединяет противоположности (культуры и традиции), отмечая для себя необходимые точки их соприкосновения.
Каждый лист несет в себе некую опосредованную чувствами автора модель мира, построенную на его взаимоотношении со временем. Акварели художника отличаются простотой и незамысловатостью мотивов (порой полным их отсутствием). Рисунок притягивает внимание, настаивая на сосредоточенном созерцании видимого или рожденного фантазией образа. Рисунки отличаются строгой, изысканной красотой, гармоничной целесообразностью представленного мира. А лирико-поэтическая окраска образа усиливает его смысловое начало, передавая ощущение радостного проживания человека на земле, его восторга перед жизнью…
Неслучайно в названии серии рисунков фигурируют цикады – поэтические образы-символы японской культуры. С ее образом связана идея постоянного обновления.
Новая серия А.Пестерева направляет нашу память к искусству древних японских художников, работающих в стиле Дзен и северному русскому фольклору.
Органично соединились с рисунками художника стихи поэта Леты Югай. Трехстишья рядом с графикой художника – отсылка к восточным жанрам, создаваемым совместно художником и поэтом.
Лета Югай считает: «Чужая культура непереводима. Но она может вызвать ответную реакцию, рождение нового, своего. С моей стороны это следование не столько форме хайку, сколько общим принципам. Принципам, подсмотренным и услышанным из воздуха современности, который вбирает в себя и восточные. И северные «истины», многократно отражая и перемешивая их. Один из таких принципов – созерцание. Нежность к тому, что вокруг. Другой принцип – минимализм. Действий и слов. Третий – символизм и мерцание смыслов. Множество прочтений».

еремин

Юбилейная выставка заслуженного художника России Альберта Ивановича Еремина включила в себя произведения, созданные в разные годы, посвященные родному городу.
А.И.Еремин принадлежит к тем художникам, которые прошли школу Костромского художественного училища, где прививались традиции русской реалистической живописи. Изначально для Еремина предметом эстетических переживаний стала действительность, тот природный и предметный мир, который окружает всех, но только художник может увидеть красоту в обыденном, по-новому показать обычное.
Главной темой художника остается Кострома - город, где он родился, живет, работает, Кострома как город с историческим прошлым, может быть, навсегда уходящим особенным обликом. Задержать наше внимание на сохранившихся с 19 века деревянных постройках, взглянуть в прошлое, вспомнить детство заставляют картины художника, где изображены знакомые дома и храмы, дворы и улицы. Художник часто настойчиво обращается к одному мотиву, но каждый раз рождается произведение разной эмоциональной напряженности, словно портрет человека в разном настроении. Работы Еремина натурны, передают свежесть впечатлений автора, поэтому всегда эмоциональны. Присутствие людей, животных в его пейзажах не только их оживляет, но и придает особую достоверность изображенному.
О прошлом напоминают и натюрморты мастера, на которых мы видим предметы из бабушкиных сундуков и чуланов. Обращение к истории через бытовые предметы у А. И.Еремина не случайно. Много лет он работал в Костромском историко-архитектурном музее-заповеднике; изучение фондов музея, общение с музейными предметами навсегда оставило след в душе художника.
А.И.Еремин художник с ярко выраженным индивидуальным художественным почерком, его работы всегда узнаваемы. Простая, ясно читаемая композиция, сдержанный колорит, экспрессивный мазок помогают передать и радость, и тревогу от увиденного и пережитого художником.
Данная выставка еще раз подтверждает мастерство, целеустремленность, верность выбранному пути в творчестве, высокую работоспособность Альберта Ивановича Еремина.

швейцер

Ольга Швейцер, график, художник-иллюстратор. Окончила художественно-графический факультет Костромского государственного педагогического института им.Н.А.Некрасова.
В муниципальной художественной галерее с  выставкой выступает не впервые – в 2001 году состоялась ее персональная выставка, она постоянный участник проекта галереи – выставки  современной графики.  
Ольга Швейцер высочайшей пробы профессионал, с блестящей легкостью владеющий разными техниками и приемами графики: перо, карандаш, акварельная размывка, плотная гуашь. Добавим разнообразие средств воплощения образов, в том числе «работающий» белый фон - белый лист - дышит, часто заменяется тоновым. Благородный аскетизм цвета, тщательность деталей, импровизационная свобода образов и эмоциональная сдержанность, артистизм самой мысли - все вместе делает листы рукотворной драгоценностью.
Название выставки – «Нарисованные сказки» - не случайно. Таких существ, что населяют ее графические листы, вы не увидите нигде. И все-таки они реальны и убедительны, как убедительна незаурядная индивидуальность художницы.
Центральное место в экспозиции заняли иллюстрации к изданной книге «Семь невысоких гномов». Это таблица умножения в стихах и картинках, автор стихов Нина Дашевская. Ольга не просто проиллюстрировала стихи, а выступила соавтором книги. И здесь можно говорить о фантазии, высокой графической культуре, мастерстве и свободе мысли художника.
Выставка будет интересна как тонким ценителям изобразительного искусства, так и тем, кто впервые попадет в галерею.

шуваловИмя Николая Васильевича Шувалова в Костроме знают, пожалуй, все, кто интересуется изобразительным искусством. Его творческий вклад в художественную жизнь Костромы 60-80-х годов ХХ века сложно переоценить. Яркая, незаурядная личность художника оставила след в душах всех, с кем ему пришлось общаться, его несомненный талант всегда вызывал интерес публики и коллег.  
Творческое наследие Н.В.Шувалова велико: более 1000 произведений живописи, графики. На этой выставке показано только 26 работ художника из коллекции Татьяны Васильевна Мирошниковой (второй жены художника), однако и они могут дать представление о Шувалове как самобытном художнике «большого настроения, склонном к интеллектуальному постижению мира».
«Есть художники многих тем, какой-то одержимой жадности к новому, неиспытанному — к ним, возможно, принадлежу и я...» — отмечал художник в своих автобиографических заметках. В искусстве Н.В.Шувалова сложился своеобразный романтический тип образности, истоком его является полифункциональная природа его творчества. Отдельные темы, подобно музыкальным лейтмотивам, проходят через всю жизнь, разрабатываясь последовательно, с разных граней, от картины к картине. На выставке можно увидеть работы из серий «Невесомость», «Алкоголики», работы, отражающие впечатления от путешествий по Индии, Греции, портреты и натюрморты, хорошо знакомые любителям творчества замечательного художника.
Выставка будет интересна и молодым зрителям, потому что обращение к классике, а творчество Шувалова можно уже отнести к таковой, всегда познавательно и актуально.

аханов 9Экспозиция скульптуры и графики Владимира Смирнова «Сад Поэта», открывшаяся в сентябре прошлого года,  принимает первого гостя. Это известный художник Александр Аханов, который давно и успешно сотрудничает с галереей. Он неизменный участник выставок современной графики, автор оригинальных проектов, вызвавших огромный интерес зрителей - «Тексты и не только…» (2000), «Между стульев» (2005), «Графомания» (2006), «Письма блудного сына» (2008) и др.  
К работе над проектом «Паломничество в «Сад Поэта» автора побудили дневниковые записи и произведения Владимира Смирнова, где главные герои – таинственные персонажи в колпаках, погруженные в магические действа. Проект включает графические образы, рожденные собственным воображением. В ряде случаев автор цитирует сюжеты своих выдающихся предшественников. Частью проекта стали фотографии и видеофильм, навеянные образами известных мастеров кино и театра – режиссера Ф.Феллини, актера Д.Николсона, мимов театра В.Полунина.
Прибегая к языку метафор и символов,  автор пытается осмыслить, что скрывают маски и колпаки его героев. Кто они?  Шуты, чьи острый ум и ирония водили за нос правителей или «околпаченные» недотепы, обреченные собственной глупостью?


алдашинИзвестный российский режиссёр-аниматор Михаил Алдашин не только снимает мультфильмы, но и пишет картины. И то и другое можно увидеть в муниципальной художественной галерее с 16 марта по 21 апреля на выставке «ТЕПЛО. Живопись и анимация Михаила Алдашина».
В экспозиции около 60 живописных полотен, посвященных, городу у моря, в котором родился автор. Простые пейзажи полны поэзии, натюрморты элегичны, птицы и собаки простодушны. Всё это напоено южным теплом и вызывает улыбку. Картины кажутся работой наивного художника, но это кажущаяся простота - она гармонично сочетается с высокими живописными качествами.
ВТОРАЯ ЧАСТЬ ВЫСТАВКИ - материалы к одному из лучших российских фильмов 1990-х годов - анимационному фильму «Рождество». Это эскизы, целлулоиды, персонажи и фоны с авторскими комментариями и рассказом о работе над фильмом.
«Рождество» и другие работы Алдашина («Букашки», «Про Ивана-дурака», «Другая сторона», «Келе») будут показываться на выставке в режиме нон-стоп.

Выставка будет интересна и взрослым и детям, каждый найдёт тут своё.

От автора
Выставка называется «Тепло», потому что я люблю тепло.
Теплым может быть молоко, свитер, носки и прочие вещи. Тёплая погода бывает. Тёплыми бывают воспоминания. Отношения между людьми. Чувства бывают тёплыми. Если на душе тепло, то даже если снаружи зябко, терпеть можно. А если наоборот, и душа зябнет, то беда.
Иногда я чувствую счастье, на душе хорошо, я улыбаюсь, хочется любить весь мир, его красота входит в меня и, кажется, что жизнь имеет какой-то смысл. Я помню почти все эти мгновенья. Я их коплю в специальной копилке внутри себя. И в своих картинах стараюсь поделиться этим счастьем, а так же тем, что я понял, как мне кажется, про эту жизнь.
Желание было написать такие картины, которые выразят мои чувства к простым вещам, пейзажам, простым людям, животным и птицам, прекрасным в своей простоте и ясности. И чтобы было в них пение красок и согласие форм. И чтобы картины были добрыми и веселили глаз и душу. И чтобы зрителям хотелось отнести какую-нибудь домой, повесить на стену и жить с ней. И ещё - я же режиссёр, и когда писал картины, попутно придумывал внутри них сценки для будущего фильма, фантазировал. И эти фантазии частично отражены в подписях. Можно читать, и вроде как я сам с вами иду вдоль картин и рассказываю, что думал или вспоминал. Но можно и не читать, и так вроде всё понятно.
Я родился в Туапсе. Мои родители приехали туда потому что там тепло. И фрукты. Это такой маленький городок у Чёрного моря, окруженный горами. Однажды я рассказал о своем детстве другу. И он сказал, что я родился в раю. Отчасти он прав. Я же ему только про хорошее рассказывал. А нехорошего и так в жизни хватает. Зачем его плодить. Мне кажется, искусство - особенно сейчас - должно помогать людям жить, обнадеживать, вдохновлять, радовать и даже веселить. Чувствовать тепло. Я думаю это правильно.
Михаил Алдашин
Страница 11 из 13