15 июля 2021 году исполнилось 415 лет со дня рождения крупнейшего представителя золотого века голландской живописи Рембрандта Харменса ван Рейна. Казалось бы, что может связывать Рембрандта с Костромой? И все же, есть невидимые нити, соединяющие Кострому и великого художника. В Костроме жил и творил человек, которого удивительным образом волновал и притягивал гений великого Мастера. Это художник, скульптор, поэт Владимир Смирнов - человек обладавший даром удивительно тонко и чутко воспринимать окружающий мир и внутренний мир человека, с его чувствами, переживаниями, судьбой. Его привлекали выдающиеся личности мира литературы, искусства, чье творчество обогатило человеческое сообщество непреходящими, вневременными ценностями - Пушкин, Ахматова, Гоголь, Аполлинер. Не случайно и обращение к личности Рембрандта. «Рембрандт - это эпоха», - писал Смирнов в дневнике. Созданию скульптурных портретов (их четыре) предшествовали многочисленные эскизы, наброски, а главное - размышления на страницах дневника, где он искренне, эмоционально делится своими мыслями и чувствами во время напряженной работы над образом.
«Рембрандт идет спокойно, весомой лепкой. Моя цель – именно лепкой рассказать о Рембрандте, именно весом наполнить образ, Землей». 9/III – 1989
«Рембрандта буду светописать весом! Все в нем должно быть весомо и мощно.
Всегда думать о мощности Рембрандта, и свою пластику и лепку поверять этим чувством – Рембрандт». 12/III – 1989
«Всеми чувствами участвовать в создании характера и образа Рембрандта. Все должны узнать художника, узнать его мощь». 13/III –1989
«… как событие, как пластическая новация Рембрандт требует выход на нестандартное решение, ибо он – это велико! Его чувство и форма портрета будут тогда адекватны, когда все будет напоминать чувство Рембрандта и чувство современного бытия. В малом рисунке композиционном видится подобная форма и чувство, но путь к лепному портрету долог». 14/III – 1989
«Думаю о Рембрандте, формируется и сгущается форма. Вес и живопись идут навстречу друг другу. Я позволяю работе двигаться самой, самой что-то решать, прибавлять, уточнять. Я только нахожусь при ней и помогаю ей создаваться». 27/III – 1989
В 1989 были завершены два варианта портретов Рембрандта, в 1990-м еще два. Однако, Смирнов еще не раз возвращался к образу великого живописца, об этом свидетельствуют эскизы, сделанные в 1992, 1994 годах.