В 2023 году благодаря нашему давнему другу художнику, искусствоведу, почетному члену Российской академии художеств Юрию Петухову коллекция Центра русского искусства пополнилась 9 живописными работами известного московского художника Алексея Семеновича Айзенмана. Все работы – «про Москву».
«Мое излюбленное «лакомство» – это шагать по Москве с папкой, делая наброски, быстрые. Это неутоленная возможность открывания новых для меня пейзажей. Откровенно говоря, мне не так уже хочется объехать земной шар, как успеть обойти Москву, в разных концах которой наверняка «притаились» еще не открытые мною пейзажи», - говорил Алексей Семенович Айзенман, живописец, график, педагог и, как его называли, «очень московский художник».
Он и родился в Москве – 3 сентября 1918 года.
Отец Семен Борисович Айзенман – юрист, мать – Ольга Александровна Бари-Айзенман, художник и педагог, ученица Леонида Осиповича Пастернака, она была первым учителем живописи Алексея. В 1933-1938 годах Алексей Айзенман учился на отделении станковой живописи в Московском художественном училище памяти 1905 года, в классе Николая Крымова. Теория тона, цельность, композиционная устойчивость – эти известные крымовские постулаты отличают и работы художника Алексея Айзенмана.
Живопись сочетал с преподавательской деятельностью – тридцать пять лет он с увлечением работал в Заочном народном университете искусств (ЗНУИ), вкладывая в преподавание весь свой профессиональный и жизненный опыт.
С 1952 и до конца жизни Айзенман – постоянный участник выставок, с 1961 – член Московского союза художников.
«… во все времена года и во всех обличьях главной его страстью оставалась Москва. Все здесь восхищало его: центр и окраины, индустриальные районы и спальные. Он умудрялся видеть особенное, острое, выразительное в каждом закоулке, в любой подворотне, и писал любимый город не только с натуры, но и по памяти. Позволял себе роскошь свободных, вольных московских импровизаций», - вспоминала его дочь Ольга Вельчинская.
Алексей Айзенман нашел свой собственный живописный строй. Это работа крупных локальных пятен цвета, утверждающих картинную плоскость, и одновременно сложная живописная ткань. Это ритмы архитектурных объемов, создающих жесткую конструкцию и мягкие линеарные ритмы деревьев.
Работы Алексея Семёновича Айзенмана находятся в коллекциях Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, Новосибирского государственного художественного музея, в частных собраниях России, Великобритании, Швейцарии, Франции, Голландии.