Елена Маркелова – известный ярославский художник декоративно-прикладного искусства.

В 1993 году окончила областное художественное училище в Ярославле, позднее обучалась в мастерской гобелена Е.Смагиной.

Является членом Ярославской ремесленной палаты (2010), Ассоциации Декоративно-Прикладного Искусства г. Ярославля (2011), членом Союза художников России (2012).

С 1998 года - участник многочисленных выставок по всей России – от Владивостока до Калининграда.

Награждена Дипломом 2-го Молодежного фестиваля искусств "За успехи в творчестве (2005), Дипломом Российской Академии Художеств "За успехи в творчестве и содействие развитию изобразительного искусства в России" на Первой Триеннале современного гобелена в Москве (2011), Дипломом второй степени в номинации «Арт-объект/панно», категория «Мастер», на Первой Уральской Триеннале декоративного искусства в  Екатеринбурге (2016).

 

В муниципальной художественной галерее Елена Маркелова принимала участие в выставке ярославских художников «Волшебное искусство» (20.12.15.-31.01.16). Её работы привлекли внимание зрителей, и теперь мы представляем персональную выставку этого интересного автора.

На выставке экспонируются произведения в двух техниках – гобелен и фреска. Обе эти техники известны с древности и имеют богатейшую историю.

Гобелен, или шпалера – односторонний безворсовый ковёр, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Техника трудоёмкая, требует больших затрат сил и времени. Первые из сохранившихся гобеленов были найдены в Египте и в Перу, в гробницах  фараонов и древних храмах, они датируются примерно 2500г. до н.э. Изготовление шелковых шпалер в Китае также имеет историю в несколько тысяч лет. В Европе гобелены получили распространение в Средние века, в XI веке их изготовление освоили в Германии,  с XIV века гобелены стали популярны во многих европейских странах, а с XVII века – в России.

Елена работает в технике ручного ткачества. Она использует классические техники гобелена, дополняя их новаторскими приемами исполнения – экспериментирует с фактурами, сочетает в своих работах разнородные по технике и материалам фрагменты, находится в постоянном творческом поиске, создавая выразительные, неповторимые произведения. По словам Елены, одно из важнейших качеств - «отзывчивость на прекрасное», а «гобелен – это целый мир, рассказанный автором через вытканное им изображение».

Фреска – живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей. Прочность ей придаёт образующаяся при высыхании штукатурки прозрачная кальциевая плёнка. Фресковая живопись была распространена уже во 2 тысячелетии до н.э. в Древней Греции, Риме, Византии. Наивысшего развития фреска достигла в эпоху Возрождения, сначала в Италии, затем распространилась в Германии, Испании и других европейских странах.

Древнерусские мастера сначала придерживались византийской традиции: штукатурка (левкас), нанесённая на стену, была пригодна для письма в течение короткого времени. Позднее рецептуру левкаса меняли, роспись стали выполнять в несколько этапов, завершая работу по сухому. Краски состояли из минеральных пигментов со связующим веществом – яичным желтком. В такой технике создавали свои росписи такие великие мастера, как Дионисий, Феофан Грек, Андрей Рублёв.

Елена заинтересовалась фресковой живописью, Она считает, что фреска, «при всех своих древних корнях, это молодой и развивающийся вид искусства, который ждёт своих почитателей, как в среде зрителей, так и среди авторов». Её привлекает не только освоение древней технологии, но и возможность найти современную трактовку, возродить интерес к фреске. Роспись по левкасу акриловыми красками автор сочетает  с ручным ткачеством, воплощая свои замыслы в различных жанрах. По своим возможностям фреска уникальна: она вобрала в себя отдельные черты разных видов декоративно-прикладного искусства, таких, как горячая эмаль, мозаика, батик, керамика.

Искусствовед Н.Никонов:

«Усложнив технику фрески (классическая фреска "проста" – стена – штукатурка - роспись водяными красками), Елена Маркелова добилась сочетания материалов, за которыми видится и роспись, условно скажем, по фарфору, и акварель в гармонии цвета, и коллаж»

Елена Маркелова с радостью делится своими идеями и находками со зрителями – ведёт активную выставочную деятельность, проводит мастер-классы и творческие занятия.

Её выставка «Нить во времени» интересна и разнообразна, проникнута лирическим настроением. Гобелены: сложная по цвету, в пастельных тонах, пронизанная тихой мелодией меланхолическая «Флейта» (2005 г.), яркая разноцветная «Осень» (2007 г.) с ощущением тёплого ветра и последних солнечных дней золотой осени, утончённо-графичные, с романтическим настроением «Птицы» (1997 г.). Среди фресок привлекает внимание произведение «Сумерки» (2017 г.) - таинственный женский портрет на фоне пейзажа,  отличается тонким колоритом, интересной фактурой – кракелюр усложняет её, придавая мозаичность.  Автор обладает тонкой наблюдательностью и способностью видеть прекрасное в самых простых предметах и явлениях окружающего мира и так воплощать свои впечатления в материале, что вызывает эмоциональный отклик у зрителей.