5.02-28.02.2016.Виктор Катков. Живопись, графика, керамика, витраж

Виктор Сергеевич Катков (1940-2015) - живописец,  график, мастер витража и керамики. Окончил Ивановское художественное училище в 1967 году. Работал в художественно-производственных мастерских Художественного фонда при Костромской организации СХ РСФСР с 1967 по 2003 год. Член Союза художников с 1976 года. Участник областных, зональных, республиканских, международных, групповых и персональных выставок. Его работы в собрании Костромского музея-заповедника и частных коллекциях.

Он готовился отметить свое 75-летие  ретроспективной выставкой, где нашлось бы место для первых живописных работ.  Он часто ездил  на этюды в Макарьев,  Сусанино, Буй, но больше всего любил Колгору. Там написано много пейзажей, там захватила его воображение удивительная в своей простоте и ясности стихия деревенской жизни.  Он спешил оставить память о  том, без чего невозможно было обходиться крестьянину испокон веку.  Добротные рубленые дома, дворы с хлевами для скота и каретные сараи, амбары, погреба, бани, стога сена и телеги, сани, деревянные вилы и ухваты, глиняные кувшины и корчаги и расписные интерьеры изб.

Это не дотошные зарисовки этнографа. Это взгляд художника,  увидевшего за полезной стороной предмета еще и его красоту, отшлифованную творчеством десятков поколений.  Это  огромный пласт жизни, культура ремесла, доведенная до совершенства, то, что составляет народное искусство.

В сенокосную пору по вечерам вся деревня слышала звонкий перестук молотков по железу. Это правили, отбивали косы, чтобы утром по росе они  были готовы валить траву в валки. А следом за косарями шли женщины и разбивали граблями валки на просушку. Ритм взмахов кос и ритм граблей  сходились в  единый  трудовой ритм. В нем была своя красота, как в мелодии.  И вот эту эстетику труда и его результат  художник  стремился запечатлеть.

Кто из нас не наблюдал за работой мастера. Она завораживает, и от нее трудно оторваться. Такой же умелой, мастерской является работа художника.  И не сюжет уже интересен, а то, как сумел художник всего несколькими мазками кисти передать  отражение в воде, стремительный бег струй через плотину или  облаков по синему небу.

Легкость и точность линии, штриха карандаша, особенный характер наложения  мазков и ударов кисти,  гармония или декоративная напряженность цвета в соответствии с  сюжетом  или настроением  в пейзаже — все это составляющие  творческого почерка художника, предмет исканий целой жизни. И если случилось добиться такого результата, то жизнь удалась, наследие будет жить долго.

Катков, как живописец,  узнаваем, но это не узнаваемость повтора, привычного метода, набора приемов; его почерк в особой эстетике профессионализма. Он виртуозный рисовальщик, и экспрессия линии, штриха, передающая нерв работы,  движение карандаша, мелка пастели в его работах столь же важны, как и сам замысел, смысл и образ.

Современная живопись  рассматривает реальность как отправную точку. Переживания художника, его духовная жизнь - основа искусства.  Смысл, содержание  живописи в ней самой: композиция, фактура, стиль. Отсюда уход от предмета в область беспредметности, абстракции. Живопись все больше находит общего с музыкой.

Живопись и графика не единственные виды искусства, которым отдал свой талант В.Катков. Он первым в Костроме начал делать витражи для оформления интерьеров общественных зданий. Цветное стекло в контуре свинцовой обкладки: декоративные композиции с растительными побегами  и геометрические узоры, гладкое  листовое стекло и  вставки запеченного, рельефного стекла. Ему всегда было интересно экспериментировать с этим материалом, менять его фактуру, прозрачность, обогащать рельефом другого цвета.

Совместная работа с мастером народной керамики М.А.Тепловой над проектом фонтана  в зимнем саду профилактория Костромаэнерго стала началом их многолетнего творческого содружества. Результат - коллекция авторских работ: вазы, сосуды, панно с использованием шамота и глазурей.

В.С.Катков - участник многих экспедиций сотрудников музея-заповедника  по изучению и сбору произведений народного искусства.  Крестьянские  росписи в интерьерах изб и на деревянных бытовых предметах  стали семейным увлечением. Он сделал множество зарисовок, копий росписей в избах Буйского, Вохомского, Павинского, Боговаровского районов (в собрании музея-заповедника). Освоив приемы  живописных росписей,  применял их в  проектах интерьеров кафе, столовых, разрабатывал сувениры. Статьи и доклады о костромских росписях в крестьянских избах опубликованы С.Катковой в разных сборниках,  журналах.

В.Катков в последнее время с увлечением работал над проектами с использованием кованого и сварного металла. Однако  исполнить в материале удалось только композицию «Предвестники рассвета» (совместно с Н.А.Касаткиным). Он работал до конца.  Ушел из жизни, оставив значительное наследие. В эскизах и проектах много замыслов, которым не суждено сбыться.

 

12 01 -31.01.2016. Алексей Мухин. Живопись. Графика

Жизненный и творческий путь художника связан с Костромой, его родным городом, где он получил профессиональное образование на художественно-графическом факультете Костромского пединститута, вступил в члены Союза художников России (1987), где активно работает творчески, участвуя в многочисленных выставках – областных, зональных, всероссийских, всегда находится в центре событий культуры и искусства.

А.П.Мухин – художник большого таланта и глубины. За долгие годы творческой деятельности его профессиональный потенциал реализовался во многих видах искусства – живописи, различных видах графики (плакат, журнальная, станковая), искусстве фотографии. Вместе с тем, следует признать первенство графического искусства, а точнее тех художественных техник, где его по праву следует отнести к серьезным Мастерам, имеющим яркую индивидуальную художественную манеру. Это акварель и пастель.  Именно в этих техниках, где органично сочетаются строгость и конструктивизм, свойственные графике, и свобода колористического решения, автор достиг значительных успехов. Пейзажи Костромы, навсегда запечатлевшие тишину улочек старого города, красоту и величие его храмов и архитектурных ансамблей, многочисленные листы цикла «Где-то в России…», отразившие разнообразие впечатлений от путешествий по Российской глубинке (Солигалич, Галич, Мышкин), всегда отличаются высоким художественным уровнем, вкусом и составляют значительный вклад в российскую художественную культуру.

А.П.Мухин находится в постоянном развитии, поиске новых пластических идей, смело идет на эксперимент. Свидетельством тому и юбилейная выставка, которая открывает новую страницу в творчестве художника и подтверждает большой творческий потенциал автора.

 

20.12.2015-31.01.2016. Волшебное искусство. ДПИ, живопись, графика

С 20 декабря по 31 января в муниципальной художественной галерее пространство  двух больших залов заполнено «Волшебным искусством» 12 ярославских художников:  горячая эмаль  и стекло, керамика и текстиль, живопись и графика  - все разнообразие техник и жанров смогут увидеть зрители не только в новогодние каникулы, но и в   «Ночь искусств» 8 января.

Идея объединить в экспозиции выставки двенадцать совершенно самостоятельных и самодостаточных творческих индивидуальностей  принадлежит художнику Михаилу Бекетову. Являясь организатором и руководителем творческой группы «Арт-студия 204», Михаил Петрович  не впервые создает проекты (как правило, многочисленные «ART-Матрица», «Прогулки PRO Голландию» 2013-2014, «Зазеркалье, игра с зеркалами», 2014), в которых участвуют его коллеги – художники декоративно-прикладного искусства, живописцы и графики. Несомненно, творчество Михаила Бекетова – прежде всего,  мистическая практика создания пластических форм, поскольку, как утверждал Честертон, «истинные мистики не прячут тайн, а открывают их». В  этом могли убедиться зрители галереи год назад, рассматривая работы художника, представленные  на совместной с Владимиром Горячевым  выставке «Мистика формы и цвета».

Безусловно, в этом году основой проекта «Волшебное искусство»  - своеобразной манифестацией прекрасного стали именно выполненные Михаилом Бекетовым панно, инсталляции, витражи, арт-объекты, мелкая пластика. Художник,  сочетая с эмалью стекло, керамику, кожу, дерево  медь, латунь, сталь, алюминий, используя все многообразие технологических приемов, создает такую пластическую форму, в которой сквозь цветовую декоративность открывается тайная сущность предмета, будь то корпус музыкального инструмента (из серии «Тело звука»; «Геном джаза» из серии «Жизнь инструментов») или светильник («Русский сфинкс»), превращенные фантазией автора в арт-объект.

В декоративном искусстве, особенно в работе со стеклом и эмалью, всегда присутствует элемент алхимии: на выставке это волшебство стало решающим фактором, когда технология является «достижением цели сверхъестественным путем». Виртуозно, экспериментируя с материалом и цветом,  создает свои изысканные художественные мистификации – эмали и арт-объекты из  стекла  Елена Евдокимов («Салют», «Полнолуние»). Художник Георгий Бекетов, также входящий в состав творческой группы «Арт-студия 204», зашифровывает  загадочные хтонические образы «Древней земли».  В  технике горячей эмали возможно передать и драматичное  преображение внешнего  мира – как в работе Ольги Александровой «Пустая улица» - и  размышление о сакральном чувстве, своеобычное  осмысление действительности, представленное в панно «Вербное воскресенье» Александром Александровым. Стихия «карнавала утонченных душ» характерна эмалям Альбертины Арискиной – таким  как: панно «Встреча», посвященного  Санкт-Петербургу и  фантастическому знакомству двух персонажей - Коломбины и Льва, и нарочито-декоративным натюрмортам («Кофе по-венски»).

Подробнее...
 

25.11-20.12.2015. Марина Михеева. Лучше гор могут быть только горы. Акварель

Горы – символ духовного восхождения,

приближения к красоте, к добру.

Николай Рерих

 

Выставка «Лучше гор могут быть только горы»  включает 30 акварелей, созданных художницей по впечатлениям от путешествий в Египет, Турцию, Францию, и посвящена Владимиру Высоцкому. Не только потому, что название выставки - строка из песни поэта, а потому что Марина Николаевна сама пишет стихи, они наряду с живописью помогают ей выразить отношение к миру. Во-вторых, песни В.Высоцкого из фильма «Вертикаль» передают то влечение к горным вершинам, которое испытала сама Марина Николаевна.

М.Н.Михеева не альпинистка, пишет не с натуры, а по памяти и по впечатлениям. В ее работах соединились любовь к горам и мастерство акварелиста. Посетитель из промозглой ноябрьской улицы попадает в удивительный мир горных вершин, покрытых белоснежными шапками снега, освещенных закатными лучами солнца или спрятавшихся за облаками. Прозрачность и трепетность акварели загадочным образом передают немного разряженный горный воздух, изменчивость освещения.

Живопись акварелью, благодаря своей доступности и большому количеству технических приёмов, позволяющих наиболее полно раскрыть художественный замысел, привлекает многих современных художников. Но, надо сказать, что, не смотря на доступность и кажущуюся простоту технического исполнения, акварель –  очень сложная техника, и далеко не каждому удаётся овладеть ею в полной мере.  Эта трудность состоит в том, что акварель не переносит исправлений и переделок,  от которых нарушается верхний слой бумаги.   От художника требуется большая сосредоточенность, совершенно ясное представление о том, что он хочет и как он должен исполнить задуманное. За легкостью акварельных работ стоит большой труд - для каждого мотива М.Н.Михеева делает массу этюдов, пока не добьется именно того ощущения, которое хочет передать зрителю.  Не случайно говорят, что акварелью может работать каждый художник, но не каждый художник может создать акварель. М.Н.Михеева создает акварели, энергетика ее работ уже завоевала сердца многих зрителей, которые после посещения выставки вспомнят стихи В.Высоцкого:

В суету городов и в потоки машин

Возвращаемся мы - просто некуда деться!

И спускаемся вниз с покорённых вершин,

Оставляя в горах, оставляя в горах своё сердце.

 

21.11-13.12.2015. Олег Шелков. В поисках гармонии. Живопись, графика

Выставка «В поисках гармонии» посвящена 85-летию со дня рождения костромского художника Олега Дмитриевича Шелкова. Представлены работы из собрания семьи художника - живопись, графика разных лет. Одним из лучших произведений раннего периода является «Портрет мамы»(1960). Написан он в сдержанной цветовой гамме, в этюдной манере, живо и непринужденно. Искусствоведы не раз отмечали его художественные достоинства.

Однако жизнь Олега Дмитриевича сложилась таким образом, что большую часть своего времени он вынужден  был посвятить работе в Художественном фонде, на свободное творчество времени оставалось мало, и только выйдя на пенсию в 1990 году, он обрел долгожданную свободу.  К каким высотам, в какие далекие миры устремилась душа его, не скованная никакими догмами и канонами! В его творчестве появляются развернутые серии: «Библейская», «Мифы Древней Греции», серия работ, посвященная музыке, музыкантам и др. Экспонируемые работы из «Библейской серии»: «Тайная вечеря»(1994) и «Кирилл и Мефодий» (1998) были участниками Всероссийской  художественной выставки  «Возрождение», посвященной 2000-летию Христианства, состоявшейся сначала в Москве, а затем в Костроме в 1999 году. «Тайная вечеря»  была репродуцирована в каталоге, посвященном выставке. В этом удивительном произведении подкупает тонко сгармонированная теплая, коричневых тонов  гамма. Фигуры апостолов вокруг стола, Иисус Христос – в центре, с едва заметным  нимбом над главой – все так просто, что, кажется, происходило вчера. И в этом особенный,  проникновенный  подход к изображению Великого события. Другие произведения из этой серии так же отличаются свободой в трактовке тем и образов. Они интересны, прежде всего, живописными исканиями. Вот Дева Мария  в сопровождении  Иосифа отправляется на ослике в Египет («Бегство в Египет»,1991). Палитра здесь более светлая и многоцветная. У Шелкова утверждается свой особенный стиль письма – плотные, короткие  мазки художник накладывает  друг на друга так, что  просвечивая, они  создают  эффект мерцания, ощущение игры цвета и света.  Мелкий рельеф,  из которого как бы соткана композиция,  привносит в произведение уютную декоративность. В такой же манере решена   серия работ «Мифы Древней Греции» (1998-2003). Они камерны и возвышенны одновременно.

Этим отличаются и другие произведения Шелкова. Он предпочитал средний формат,  добиваясь в пределах его емкости создаваемого образа. Вот перед нами «Северные просторы» (2003) - работа, ставшая лейтмотивом сегодняшней выставки. Тема проселочной дороги вошла в русское искусство со времен передвижничества.  Это и образ России с вечным бездорожьем,  и раздумье о судьбе ее, а, может быть,  это дорога «дождями размытая», которую проходит  каждый из нас?  Опираясь на натурные впечатления, автор стремится в некоторых произведениях  к обобщенности и даже сочиненности, что позволяет  ярче выразить художнику свою идею.   Будучи романтиком в душе, он видит мир преображенным.  И Шаговский пруд  уже не кажется нам таким знакомым. И фрукты в белой вазе и цветы у Шелкова -   особенные.  Они только его. И к этому удивительному, роскошному  миру фантазии  художника  мы имеем  возможность прикоснуться.

Куратор выставки Варкова Л.В.

 


Страница 6 из 19