21.05-03.07.2016. Александр Бекасов. Живопись, графика

Александр Сергеевич БЕКАСОВ

1955   родился в Костроме

1977 окончил художественно-графический факультет Костромского государственного педагогического института  им. Н.А.Некрасова

Работает преподавателем в Детской художественной школе №2 им.Н.Н.Купреянова.

Участник выставок с 1986 года.

Работы находятся в собраниях Костромского музея-заповедника, муниципальной художественной галереи г. Костромы, художественного музея г. Хювинкяя (Финляндия), художественной галереи г.Пиотрков-Трибунальский (Польша).

На выставке представлено около 30 живописных и графических работ, написанных в основном за последние 3 года. Пейзажи, натюрморты А.Бекасова – это не просто жизненные наблюдения художника, а способ передать мироощущение, своеобычную философию. Однажды московский художник Валерий Бабин заявил: «Мне думается, живописи дано превращать быт в бытие. И надежда на то, что найдется родственная душа, которой понятны эти смутные мечтания, пока еще не покидает меня». Александр Бекасов в этом смысле действительно родственная душа Валерию Бабину. Образы, созданные художником, неотрывны от жизни – люди, предметы, однако движение к обобщенности и отвлеченности придает им больше силы воздействия на зрителя. Его, зрителя, не обманут «бытовые» названия работ – «Чистят лук», «Женщина поливает цветы», «Лопухи», - за каждым произведением целый мир, где женщины похожи или на принцесс, или на ангелов; а луковицы, как планеты в космосе. В работах А.Бекасова удивительным образом соединяются внешняя простота и статичность рисунка с огромной внутренней энергией, скромная палитра с экспрессией цвета. Одним словом, художник нашел такие гармонии, которые заставляют зрителя остановиться, перевести дух и изумиться, как МАСТЕР сумел сохранить в себе почти детскую искренность и непосредственность и вместе с тем выйти за рамки традиционных жанров и придать потаенный, иногда мистический смысл окружающим предметам.  Спокойный ритм гармоничных композиций, сдержанная гамма красок, отсутствие внешних эффектов — все это характерные черты уравновешенного творчества Александра Бекасова.

 

29.04 – 22.05 НАДЕЖДА ПРОНИНА «ТОЧНЫЕ КООРДИНАТЫ» Фотография

Надежда Пронина


2013 – окончила художественно-графический факультет Костромского государственного университета;

2014 – участвовала в 6-й выставке современной графики «Здесь и сейчас» // муниципальная художественная галерея г. Костромы;  выставочный зал Ярославского Союза художников; галерея «Красный Мост» (Вологда).


Фотопроект «Точные координаты» - первая персональная выставка начинающего фотохудожника. Он объединил работы из нескольких серий – «Дети» (2015), «Летняя серия» (2015), «Четыре стихии» (2013), «Простые вещи» (2014), «Отражения» (2015), а также серии о жизни студентов Ярославского художественного училища (2015).

Сам автор так комментирует основные идеи своих фоторабот:

«Идея серий «Дети» и «Отражения» появилась у меня давно и была связана с историей моего дома, в котором прошла жизнь четырех поколений нашей семьи.

Работы из серии «Отражения»  - постановочные фотографии, напоминающие коллаж или натюрморт. И, как в натюрморте, каждый предмет несет смысловую нагрузку, т.к. здесь соседство предметов не является  случайным. Зеркало, которое я использовала как элемент композиции, для меня является символом времени, в котором отражается каждый из нас. Кораблик, как символ надежд, радости, поиска чего-то нового и удивительного, желания приблизиться к мечте.

«Простые вещи» и «Летняя серия» - попытка показать, действительно, очень простые и на первый взгляд обыденные предметы образно, передать настроение в одном кадре. Фотографии из этой серии были выполнены мною с целью продлить жизнь вещей, среди которых я росла, это попытка запомнить их такими, какими они были в детстве. Ведь память свойственна людям. Мы, люди, одушевляем окружающий мир. Мы принимаем его без сомнения: мы насыщаем его своими смыслами, и он существует в нас, пока мы живы. Мы мыслим, помним, верим. Мы проецируем себя вовне и считаем, что вещи «помнят».

Если говорить о серии фотографий о жизни студентов Ярославского художественного училища, то в ней я ставила не столько художественные, сколько репортажные задачи. Здесь есть желание показать конкретных людей, их характеры, отношения, быт. Также мне было интересно выстроить композицию портрета, попробовать решить задачи кадра,  в котором находятся двое и более героев».

 

15.04-22.05.2016. БА! ЗНАКОМЫЕ ВСЕ ЛИЦА.

Выставка «Ба! Знакомые все лица!» посвящена 20-летнему юбилею 

муниципальной художественной галереи. За двадцать лет существования 

галерея прочно заняла свое место в художественном пространстве города, 

обрела круг авторов, чьи творческие поиски оказались в центре ее исследовательских

и собирательских интересов. В творческое сообщество вошли художники не только 

Костромы, но и других городов России. Галерея стала местом, где встретились личности 

близкие в понимании роли и задач современного искусства, его взаимодействия со зрителем.

Многие, благодаря встречам и общению в галерее, стали друзьями и единомышленниками. 

Все эти годы они были неизменными участниками крупных проектов галереи, не раз проводили 

свои персональные выставки.

 

 

 

Экспозиция выставки - стала местом встречи 37 художников. Географический охват экспонентов - 

Кострома, Москва, Кинешма, Ярославль, Нарва (Эстония). Общее количество произведений – 

более 120, время создания – в основном последние годы. Выставка отличается разнообразием

видов и жанров. Это живопись – фигуративная и абстрактная, графика – уникальная и печатная, 

скульптура, декоративно-прикладное искусство, арт-объект. Каждый автор имеет свое лицо, 

Собственный круг интересов и тем, свою особую стилистическую манеру, транслирует свой 

неповторимый взгляд на Мир.

Безусловное большинство составляют работы костромичей. Это хорошо известные авторы – 

Александр Аханов, Анатолий Жуков, Алексей Мухин, Ирина Соглачаева, Владимир Тюрин, 

Ольга Швейцер, Анна Олейникова и другие. Ярославль представляют заслуженные художники

России Владимир Горячев, Леонид Малафеевский, Михаил Кораблев, а также Михаил Бекетов, 

Ирина Дербенева, Юрий Галыбин, Олег Рожков. Гости из Москвы – известные мастера Валерий Бабин, 

Клара Голицына, Игорь Ермолаев, Татьяна и Иван Карамян, Андрей Ким. Кинешму представляет давний 

друг галереи Виктор Шлюндин, Нарву – наш земляк Кузя Зверев, получивший в 2015 году главную премию 

в области культуры Эстонии - «Жемчужина культуры».

Особое место занимают работы авторов, которые долгие годы сотрудничали с галереей, 

но ушли из жизни. Это талантливейшие костромские художники Павел Беляев, 

Виктор Катков, Владислав Грачев, Владимир Смирнов. Галерея показывает их работы, 

многие из которых экспонируются впервые.

 

30.03-17.04.2016. Александр Аханов. Пространство иномирья.

Муниципальная художественная галерея города Костромы представляет новый проект известного костромского художника Александра Аханова «Пространство Иномирья».

А. Аханов давно и успешно сотрудничает с галереей. Художник широкого творческого диапазона, он работает во многих практиках современного искусства. Это живопись, графика, иллюстрация, арт-объект, фотография, коллаж, бук-арт, видео. Он неизменный участник проводимых галереей выставок современной графики, автор оригинальных проектов, вызвавших огромный интерес зрителей - «Тексты и не только…» (2000), «Между стульев» (2005), «Графомания» (2006), «Письма блудного сына» (2008), «Паломничество в «Сад Поэта» (2013), «Окно на солнечной стороне (2014) и др.

Выставка «Пространство Иномирья» затрагивает тему, с которой так или иначе сталкивался каждый из нас. Пространство иного мира или, в более привычном звучании, – параллельный мир. Таинственный, влекущий, непостижимый…  Каждый человек сталкивался с его неуловимыми и необъяснимыми явлениями, образами, фактами: дежа вю, сновидения, интуитивные ощущения, открытия, фантазии – всё это оттуда, не из физического, грубо материального мира.

«Наиболее приближённая к Иномирью сфера человеческая деятельность, - считает А.Аханов, - творчество. Ибо творчество как раз оперирует образным строем. Занимаясь творчеством, не зависимо от жанров и направлений, человек неизменно настраивается на образную волну той или иной художественной, музыкальной или какой-то другой формы и улавливает символический, знаковый, образный ряд тех или иных мыслеформ, им самим заданных. Отформатированный ряд воспоминаний сжимается в отстранённые, образные, художественные формы, выражаемые знаками. Художественное произведение, составленное разнообразными композициями из таких знаковых, графических матриц могут породить и порождают в свою очередь многочисленный ряд других, новых образов, которые могут проявиться при визуальном настрое на ту или иную композицию».

Вот и работы этой выставки, построенные по такому принципу, порождают новый образный ряд. Причём ассоциативный ряд расширяется из-за отсутствия привычных и знакомых явлений и предметов, обычных в нашем трёхмерном пространстве. Путешествие по Иномирью бесконечно, как не объемлем этот мир. Тем оно любопытнее и притягательнее.

 

24.03-10.04.2016. Владимир Тюрин. Урок географии

Владимир Тюрин более 15 лет работает над проектом «Лицо». Выставки этого крупного проекта были показаны как на площадке муниципальной художественной галереи, так и в других городах России (Ярославле, Твери, Кирове, Москве) и за рубежом (Эстония, Финляндия, Германия).

Для В.Тюрина «лицо» - особая категория, некий пластический материал, способный передать его собственные эмоциональные впечатления и переживания, связанные с восприятием как отдельной личности, будь то случайный прохожий, знакомый или родственник, так и некоего сообщества, будь то многоликая толпа, группа людей или семья. Одновременно «лицо» становится знаком времени - настоящего и прошлого. Художник ведет пластическое исследование лиц, личин, гримас, пытается осмыслить бег времени, образ истории в лицах - конкретных, символических, мифологических.

Каждая выставка проекта неповторима как по представленному материалу и проблеме, которая волнует в данный момент автора, так и экспозиционному решению.

Новая выставка в рамках проекта получила название «Урок географии». В работах 2011-2015 гг. образы близких людей – родителей, одноклассников, первой учительницы, самого автора в юности, подобно ностальгическим видениям, неожиданно появляются (проявляются?) на знакомых всем со школьной скамьи учебных картах – географических, политических картах мира, картах СССР -  страны, очертания которой безвозвратно исчезли  из современной картографии, но не из исторической и культурной памяти.

Трагическим скорбным звучанием пронизаны работы «Гнездо» (2012) и «Похороны одноклассника» (2013). В первом случае – это боль от утраты родовых корней, в другом – отчаяние, связанное с эсхатологическими переживаниями человека.

Органично входят в экспозицию серия «Семейный альбом» (2015), где художник пытается архивировать в лицах историю рода. Листы реального фотоальбома становятся вместилищем воспоминаний, материализованных в фотографиях, воскрешающих радостные и печальные события жизни, портреты родных людей, которыми так дорожит автор.

Проект «Лицо», с которым работает Владимир Тюрин, актуален и многоаспектен и «ведет» автора, постоянно провоцируя к новым ходам в арт-исследовании, но позволяя неизменно сохранять собственную неповторимую индивидуальность и быть созвучным проблемам современного искусства и жизни.

 

 


Страница 6 из 21