15.04-22.05.2016. БА! ЗНАКОМЫЕ ВСЕ ЛИЦА.

Выставка «Ба! Знакомые все лица!» посвящена 20-летнему юбилею 

муниципальной художественной галереи. За двадцать лет существования 

галерея прочно заняла свое место в художественном пространстве города, 

обрела круг авторов, чьи творческие поиски оказались в центре ее исследовательских

и собирательских интересов. В творческое сообщество вошли художники не только 

Костромы, но и других городов России. Галерея стала местом, где встретились личности 

близкие в понимании роли и задач современного искусства, его взаимодействия со зрителем.

Многие, благодаря встречам и общению в галерее, стали друзьями и единомышленниками. 

Все эти годы они были неизменными участниками крупных проектов галереи, не раз проводили 

свои персональные выставки.

 

 

 

Экспозиция выставки - стала местом встречи 37 художников. Географический охват экспонентов - 

Кострома, Москва, Кинешма, Ярославль, Нарва (Эстония). Общее количество произведений – 

более 120, время создания – в основном последние годы. Выставка отличается разнообразием

видов и жанров. Это живопись – фигуративная и абстрактная, графика – уникальная и печатная, 

скульптура, декоративно-прикладное искусство, арт-объект. Каждый автор имеет свое лицо, 

Собственный круг интересов и тем, свою особую стилистическую манеру, транслирует свой 

неповторимый взгляд на Мир.

Безусловное большинство составляют работы костромичей. Это хорошо известные авторы – 

Александр Аханов, Анатолий Жуков, Алексей Мухин, Ирина Соглачаева, Владимир Тюрин, 

Ольга Швейцер, Анна Олейникова и другие. Ярославль представляют заслуженные художники

России Владимир Горячев, Леонид Малафеевский, Михаил Кораблев, а также Михаил Бекетов, 

Ирина Дербенева, Юрий Галыбин, Олег Рожков. Гости из Москвы – известные мастера Валерий Бабин, 

Клара Голицына, Игорь Ермолаев, Татьяна и Иван Карамян, Андрей Ким. Кинешму представляет давний 

друг галереи Виктор Шлюндин, Нарву – наш земляк Кузя Зверев, получивший в 2015 году главную премию 

в области культуры Эстонии - «Жемчужина культуры».

Особое место занимают работы авторов, которые долгие годы сотрудничали с галереей, 

но ушли из жизни. Это талантливейшие костромские художники Павел Беляев, 

Виктор Катков, Владислав Грачев, Владимир Смирнов. Галерея показывает их работы, 

многие из которых экспонируются впервые.

 

30.03-17.04.2016. Александр Аханов. Пространство иномирья.

Муниципальная художественная галерея города Костромы представляет новый проект известного костромского художника Александра Аханова «Пространство Иномирья».

А. Аханов давно и успешно сотрудничает с галереей. Художник широкого творческого диапазона, он работает во многих практиках современного искусства. Это живопись, графика, иллюстрация, арт-объект, фотография, коллаж, бук-арт, видео. Он неизменный участник проводимых галереей выставок современной графики, автор оригинальных проектов, вызвавших огромный интерес зрителей - «Тексты и не только…» (2000), «Между стульев» (2005), «Графомания» (2006), «Письма блудного сына» (2008), «Паломничество в «Сад Поэта» (2013), «Окно на солнечной стороне (2014) и др.

Выставка «Пространство Иномирья» затрагивает тему, с которой так или иначе сталкивался каждый из нас. Пространство иного мира или, в более привычном звучании, – параллельный мир. Таинственный, влекущий, непостижимый…  Каждый человек сталкивался с его неуловимыми и необъяснимыми явлениями, образами, фактами: дежа вю, сновидения, интуитивные ощущения, открытия, фантазии – всё это оттуда, не из физического, грубо материального мира.

«Наиболее приближённая к Иномирью сфера человеческая деятельность, - считает А.Аханов, - творчество. Ибо творчество как раз оперирует образным строем. Занимаясь творчеством, не зависимо от жанров и направлений, человек неизменно настраивается на образную волну той или иной художественной, музыкальной или какой-то другой формы и улавливает символический, знаковый, образный ряд тех или иных мыслеформ, им самим заданных. Отформатированный ряд воспоминаний сжимается в отстранённые, образные, художественные формы, выражаемые знаками. Художественное произведение, составленное разнообразными композициями из таких знаковых, графических матриц могут породить и порождают в свою очередь многочисленный ряд других, новых образов, которые могут проявиться при визуальном настрое на ту или иную композицию».

Вот и работы этой выставки, построенные по такому принципу, порождают новый образный ряд. Причём ассоциативный ряд расширяется из-за отсутствия привычных и знакомых явлений и предметов, обычных в нашем трёхмерном пространстве. Путешествие по Иномирью бесконечно, как не объемлем этот мир. Тем оно любопытнее и притягательнее.

 

24.03-10.04.2016. Владимир Тюрин. Урок географии

Владимир Тюрин более 15 лет работает над проектом «Лицо». Выставки этого крупного проекта были показаны как на площадке муниципальной художественной галереи, так и в других городах России (Ярославле, Твери, Кирове, Москве) и за рубежом (Эстония, Финляндия, Германия).

Для В.Тюрина «лицо» - особая категория, некий пластический материал, способный передать его собственные эмоциональные впечатления и переживания, связанные с восприятием как отдельной личности, будь то случайный прохожий, знакомый или родственник, так и некоего сообщества, будь то многоликая толпа, группа людей или семья. Одновременно «лицо» становится знаком времени - настоящего и прошлого. Художник ведет пластическое исследование лиц, личин, гримас, пытается осмыслить бег времени, образ истории в лицах - конкретных, символических, мифологических.

Каждая выставка проекта неповторима как по представленному материалу и проблеме, которая волнует в данный момент автора, так и экспозиционному решению.

Новая выставка в рамках проекта получила название «Урок географии». В работах 2011-2015 гг. образы близких людей – родителей, одноклассников, первой учительницы, самого автора в юности, подобно ностальгическим видениям, неожиданно появляются (проявляются?) на знакомых всем со школьной скамьи учебных картах – географических, политических картах мира, картах СССР -  страны, очертания которой безвозвратно исчезли  из современной картографии, но не из исторической и культурной памяти.

Трагическим скорбным звучанием пронизаны работы «Гнездо» (2012) и «Похороны одноклассника» (2013). В первом случае – это боль от утраты родовых корней, в другом – отчаяние, связанное с эсхатологическими переживаниями человека.

Органично входят в экспозицию серия «Семейный альбом» (2015), где художник пытается архивировать в лицах историю рода. Листы реального фотоальбома становятся вместилищем воспоминаний, материализованных в фотографиях, воскрешающих радостные и печальные события жизни, портреты родных людей, которыми так дорожит автор.

Проект «Лицо», с которым работает Владимир Тюрин, актуален и многоаспектен и «ведет» автора, постоянно провоцируя к новым ходам в арт-исследовании, но позволяя неизменно сохранять собственную неповторимую индивидуальность и быть созвучным проблемам современного искусства и жизни.

 

 

9.03-27.03.2016. Сергей Маковей. Страсти по Иоганну Себастьяну. Живопись.

Проект С.И.Маковея «Страси по Иоганну Себастьяну» - продолжение «Бахианы»,темы, воплощение которой было начато художником в сентябре 2014 года и закончено в декабре 1915 года. Появление этой темы не было случайным. Музыкой великого композитора С.И. Маковей был увлечен со студенческих лет. Более 40 лет она волновала и удивляла его, как и личность самого И.С. Баха. В 2015 году исполнялось 330 лет со дня рождения музыканта (1685-1975). Именно это событие подвигло художника на дерзновенный труд - создание живописных произведений на тему великой музыки. Ибо, как писал Гете: «В каждом художнике заложен росток дерзновения, без которого не мыслим ни один талант...»*

Как признается сам автор, в процессе работы были трудности - ведь картины о музыке Баха надо было писать «музыкальным языком», а музыка, как известно, самое абстрактное из всех видов искусств. Наверное, поэтому художник обратился к изучению цветомузыки Скрябина и других композиторов. Выяснилось, что восприятие цвета разными композиторами было очень субъективно и различно ... Поэтому С.И. Маковею ничего не оставалось делать, как положиться на свою творческую интуицию в поиске цветовых соотношений и ритмов. «В ритме есть нечто волшебное; он заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам».* Следуя за музыкальными темами великого композитора, переживая их, художник в течение 15 месяцев создавал свою реальность, назвав ее в подзаголовке «Живописные рефлексии на музыку Баха».

На выставке представлены композиции: «Токката и фуга Ре-минор, 9 частей» (2014-15), произведения объединенные названием «Вариации Голдберга в 3-х частях» (2015).  «Витражи Томас - Кирхе в 5 частях» (2015), «Скрипичный концерт Ля-минор в 3-х частях» (2015), «Бранденбургский концерт № 4 в 3-х частях» (2015) и другие. Все они звучат по-разному, но одинаково мощно, создавая единый живописный ансамбль. Одушевляет его «Портрет И.С. Баха», выполненный С.И.Маковеем в особой авторской манере, посредством которой он старался отразить всю многогранность таланта Баха, многосложность, «полифоничность» и «полихромность» его образа. В основу создания портрета, положена документальная посмертная маска И.С.Баха. Это обстоятельство, а также напряженность цвета, движение четко обозначенных ритмов: то легко скользящих по плоскости (Скрипичный концерт Ля минор), то прочно цепляющихся за нее (Месса Си-минор в 2-х частях), то уходящих в глубь пространства и становящихся холодными и сдержанными в цвете (Концерт для скрипки с гобоем До-минор и Концерт для 2-х скрипок Ре-минор) - все это вносит в звучание проекта драматичные ноты. Ставшие центром композиции 9 частей Токкаты и фуги Ре-минор, построены в экспозиции в виде сложной крестообразной фигуры. Это - основной акцент, позволяющий четко выявить концепцию выставки. «Во всяком произведении искусства, великом и малом, вплоть до самого малого, все сводится к концепции».* И тогда становится понятным название проекта: «Страсти по Иоганну Себастьяну».

Проект С.И.Маковея посвящен памяти Баха, Но это не просто восхищение гениальными его творениями, это дань человеку, не знавшему в жизни покоя и отдохновения от трудов. И воспоминание о современниках автора, так же посвятивших свою жизнь искусству. Такое субъективное (а как иначе?), но, безусловно, имеющее право на существование содружество музыки, написанной почти 300 лет назад, и живописи, автор которой отмечает свой 65-летний юбилей, посвящено все той же вечной теме - любви к искусству. Судьба творческой личности - в муках и самоотречении наполнять жизнь музыкой, стихами, красками, осознавая неизбежность передачи эстафеты следующим поколениям. И верить, что она будет подхвачена. «Прекраснейшая из метампсихоз - видеть себя вновь проявившим в другом».*

 

*И.В. Гете «Максимы и рефлексии» 1822-1832 гг.

 

04.03.-22.03.2016. Игорь Ермолаев (Москва), ЛЕГКОЕ РИСОВАНИЕ ТЕЛА. Графика.Живопись.

Муниципальная художественная галерея г. Костромы представляет новый проект московского художника Игоря Ермолаева. Имя автора хорошо известно костромичам.  С 2001 года, когда в Костроме прошла его персональная выставка, он неизменный участник многих проектов галереи, среди которых выставки современной графики, проводимые галереей раз в три года. Он был участником и организатором оригинальных групповых выставок, прошедших на площадке галереи – «Академия пастели» (2003, 2004), «ТРИКАЕР»(2007); «? ИЛИ- ИЛИ!» (2010); «Большая пастель» (2013).

Выставка «Легкое рисование тела» связана с темой, которая волнует художников на протяжении веков. Изучение, постижение обнаженной натуры, восхищение ею лейтмотивом проходит через многовековую историю человечества. Обнаженная натура для художника – это идеальный материал для изучения анатомии, совершенствования письма, в то же время это ключ в сферу эмоционально-чувственных отношений, в которой раскрывается широкий диапазон смыслов и содержаний. Каждый автор по-своему определяет свое отношение к этому эстетическому объекту, приглашая зрителя к созерцанию и размышлению.

В экспозиции представлено более 100 работ в техниках - живопись, графика, пастель. Это плод многолетних эстетических, пластических, философских исследований Мастера, обладающего изысканным вкусом, наблюдательностью, способностью к метафорическому мышлению.

Биографическая справка

Игорь Николаевич Ермолаев

Родился в 1964 г. в г. Глухове (Украина).

В 1986 г. окончил художественно-графический факультет Московского государственного педагогического института им. В.И.Ленина.

С 1989 г. постоянный участник выставок, проводимых Московским Союзом художников.

С 2005 г. член Московского Союза художников (секция уникальной графики)

С 2001 по 2006 гг. организатор и участник выставочного проекта «Академия пастели». Директор дизайн-студии «2К».

Работы находятся в собрании Муниципальной художественной галереи г. Костромы, музея А.Грина (Феодосия), галереи «Красный Мост» (Вологда), частных коллекциях России и за рубежом.

 

Подробнее...
 


Страница 6 из 20