Выставки

Выставка произведений Николая Васильевича Шувалова посвящена 95-летию со дня рождения большого Мастера, художника-мыслителя, безусловного лидера и учителя не одного поколения костромских художников, вписавшего одну из наиболее ярких страниц в художественную культуру города. В его многогранном и многоликом творчестве отразились духовные поиски лучших представителей поколения 1960-х – начала 1980-х годов. Его талант гармонично вмещал широкий спектр исканий. Это был мастер притчи, интеллектуальной метафоры. Человек, его внутренний мир и мир природы раскрывались для художника через призму эстетических, исторических и мифологических образов. Его лучшие произведения – сгустки необычайно сконцентрированной духовной и эмоциональной энергии.

В экспозиции – работы из коллекции муниципальной художественной галереи (ныне «Центр русского искусства»). В основном это дары костромичей, в числе которых – Б.К. Коробов, К.И. Котляревская, И.Ю. Соглачаева, Н.В. Игнатьева и др. Эта малая часть огромного наследия может быть и пунктирно, но все же отражает путь автора, круг тем и пластических идей, которые волновали художника.

 

Среди представленных работ безусловные удачи в творчестве художника: «Портрет матери» (1965), «Предки» (1965). Нашли отражение и впечатления от путешествий: в Среднюю Азию - «Самарканд», 1979-е гг.; Индию – «Заклинатель змей», 1977; «Портрет индианки», 1974, натюрморты.

 

Важное место в творчестве занимают портреты Татьяны Шуваловой – художницы, жены, музы. Их союз объединял очень близких по духу и интересам людей, бесконечно преданных творчеству, искусству, прошедших вместе по жизни и оставивших каждый свой след в художественной культуре Костромы. Этот союз находит отражение в театрализованном «Двойном портрете» (1970-е гг.), где художники изображены в костюмах 18 века на фоне струящегося света, может быть того самого, который несли они людям.

В экспозиции также представлены портреты Татьяны и Николая Шуваловых работы скульптора Владимира Смирнова, высоко ценившего Н.В. Шувалова. В дневнике В. Смирнова  есть строки: «Радость, просветленность от встречи с его (Н. Шувалова) искусством наполнила все во мне и, видимо, всех, кто открыт прекрасному». 17/XII-89

На выставке демонстрируется фильм Виктора Сергеевича Елманова «Автопортрет с бабочкой на плече» о жизненном пути и творчестве Н.В. Шувалова.

 

6+

Куратор Прямикова Вера

Тел. 51 64 45

Русский Север – уникальная часть русского культурного мира. Почти тысячу лет жил и развивался этот мир крестьян и поморов, развивал ремесла и торговлю, занимался промыслами. ХХ столетие унесло с собой и погрузило в пучину небытия огромную часть «культурного кода» России, в том числе и мир русского северного крестьянства. Отток населения в города приводит к запустению во многих деревнях, часто окончательному. Утрачивается связь поколений, нарушается передача накопленных ремесленных навыков и технологий, принципов жизни и взаимодействия с природой. Жилые дома и уникальные храмы, построенные из традиционного материала – дерева, неизбежно разрушаются и погибают.

В начале 20 века И.Э.Грабарь писал о том, что эстетические достижения зодчих древней Руси и самобытность их творений до сих пор не оценены по достоинству. Ситуация не изменилась и сегодня. Шедевры Русского Севера малоизвестны в России и совсем неизвестны в мире.

Задача этого проекта – показать величие и оригинальность шедевров культового зодчества Русского Севера.

На Руси переход от языческих традиций к христианству был продолжительным. Храмы XII – XIII веков относятся к началу этого переходного периода, и несут в себе черты зодчества дохристианской эпохи, о котором нам почти ничего не известно.

Дохристианская эстетика явно ощущается в русских храмах XII века, и в деревянном культовом зодчестве русского Севера.

Одна из замечательных черт русского зодчества – включенность храмов в окружающий пейзаж. «Поразительно уменье, с которым эти строители-поэты выбирали места для храмов: нет возможности придумать композиции лучше той, при помощи которой они связывали встающие из-за леса шатры или вырастающие из-за береговой кручи главки церквей со всем окружающим пейзажем, с изгибом реки, с изломом холмов, с гладью лугов и со щетиной лесов» (И.Э.Грабарь).

Сохранившиеся уникальные храмы далекой древности – это сложный и многослойный образ, включающий в себя не только типичные черты для времени строительства, но и непрерывную эстетическую связь с культурой предшествующих веков, а возможно, и тысячелетий.

Тем более значимы усилия реставраторов и коллекционеров, энтузиастов по сохранению культурного наследия. Тем ценнее оставшиеся памятники древнего зодчества, образы которых запечатлены Александром Дымниковым и представлены на его персональной выставке.

Экспозиционно-выставочный проект «Костромские художники в коллекции галереи» позволяет перелистать некоторые страницы истории художественной культуры Костромы, познакомиться с 26 авторами, чья жизнь и творческий путь связаны с Костромой. Среди них и ныне здравствующие, и те, чьи работы стали уже наследием. В экспозиции чуть более 50 произведений живописи, графики, скульптуры, арт-объекты. Муниципальная художественная галерея города Костромы была создана в 1996 году. В основу ее коллекции легли произведения российских художников второй половины 20 начала 21 веков. Большую часть коллекции составляют работы костромских художников различных стилистических направлений. Творчество многих из них вошло в круг научно-исследовательских интересов галереи. Это представители разных поколений и периодов художественной жизни Костромы, начиная с 1960-х гг. до сегодняшнего дня. Их объединяет свобода творческого самовыражения, поиск собственного пластического языка, интерес к проблемам эстетики, формотворчества, чуждость какой-либо конъюнктуре. Творчество ряда художников, представленных в экспозиции, развивалось в лоне Союза художников (до середины 1980-х годов единственной организации, дававшей право называться художником). Они принимали активное участие в официальных выставках, получали звания, награды, снискала прижизненную известность. Это заслуженные художники РФ С.С. Румянцев (1928-2013), А.И. Еремин (1938-2021), Е.В. Радченко (1936-2016), а также В.С. Катков (1940-2015). Вместе с тем до середины 1980-х годов произведения многих костромских авторов были недоступно зрителю в силу существования идеологических установок, системы запретов, долгие годы тормозивших развитие художественной мысли, не дававших возможность видеть и исследовать художественный процесс во всем его многообразии.

 Алексе Мухин (1946-2021) - художник большого таланта и глубины, широкого диапазона интересов, неутомимого исследователя и экспериментатора.

Камерная выставка вместила чуть более 20 работ из коллекции муниципальной художественной галереи и частных собраний. Всего же в собрании более 400 работ, принесенных в дар автором. Это живопись, акварель, пастель, рисунки карандашом, экспериментальная графика. Выставка приурочена к выходу в свет каталога работ художника - последнего издания муниципальной художественной галереи.